Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Светлана КЛИМОВА,
кандидат философских наук

Я вам верю…

Люди не утратили способности выделять из своей среды авторитеты, прислушиваться к ним, верить им. Но это происходит в основном на уровне повседневности

В каких условиях и почему люди подчиняются власти? М.Вебер в числе таких условий называет силу, экономический интерес и авторитет. Первые два условия, как отмечает американский социолог С. Московичи, означают прямое или косвенное насилие, которое в конце концов порождает апатию, безразличие, враждебность. Системы, основанные на насилии, не могут быть стабильными. Они разрушаются либо из-за собственной неэффективности, либо другим насилием, когда у подчиненного исчезает страх и убеждение в правильности существующего порядка. Следовательно, власть может быть стабильной и эффективной тогда, когда у ее носителя есть авторитет.
В массовом опросе, проведенном Фондом общественного мнения (ФОМ) в 2001 году, мы спрашивали: «Каким вам видится человек, авторитетный для многих людей с моральной, нравственной точки зрения?». 61% наших собеседников отметили нравственные качества и почти вдвое меньше – 33% – деловые (профессионализм, активность, ответственность и пр.). То же мы видим и в материалах интервью. Доброта (душевность, бескорыстие, чуткость, сердобольность, отзывчивость) не противоречит силе, а сопрягается с ней в представлениях об авторитете. «Сильная доброта» предопределяет наличие твердой жизненной позиции, независимость.
Такое качество авторитета, как «честность», в ответах на открытый вопрос отметила половина опрошенных. Материалы интервью позволяют предположить, что «честность» тут определяется не столько как «правдивость» (хотя и так тоже), сколько как «наличие чести», то есть предполагает определенный комплекс моральных качеств.

Есть такой доктор – криолог, она много лет проработала на «скорой помощи», сейчас работает в медицинском центре. Много раз она подымала на ноги мою маму, она лечит всю нашу семью. В Ставрополе очень много людей, которым она спасла жизнь. Лечит она не только препаратами, но и добрым словом, своим участием и сопереживанием. Если бы у нас были все такие люди, это была бы самая счастливая и здоровая страна.

Так есть ли у наших современников авторитеты? Большая часть опрошенных (63%) заявили, что такие люди есть. Нет авторитетов у 29%, и затруднились с ответом на этот вопрос 8% россиян.
Те, у кого авторитетов нет, представляют собой два полюса. Большая часть в этой группе – это одинокие и агрессивные в своем одиночестве люди: «Ничего не знаю, ни с кем не советуюсь, только на себя надеюсь, помощи давно уже ни от кого не жду. Им еще и доверие мое понадобилось. Им еще надо, чтобы уважали их. Нет уж, не дождутся...» Другие, наоборот, сильные, самостоятельные; те, кто сам является авторитетом для кого-то: «Я сам себе авторитет, и таким меня считают родственники. Они приходят ко мне за советами и считают меня порядочным, нравственным человеком (надеюсь, так оно и есть)».
...Рассказывая о своем ближайшем окружении, наши респонденты упоминали в качестве авторитетов прежде всего членов семьи. Роли авторитетных членов семьи, судя по их словам, – это главным образом психологическая защита и поддержка. Отношения с ними доверительные, они могут дать совет в трудной ситуации. Родные – гарантия от обмана, предательства и равнодушия.
Примечательно, что в описаниях авторитетных членов семьи упоминается примерно тот же набор характеристик, что и набор для авторитетного человека вообще. Казалось бы, высокий профессионализм не связан с доверительными отношениями в семье; но культурный стереотип требует, чтобы и это качество было упомянуто. Ведь профессионализм, своего рода «визитная карточка», – свидетельство того, что человек надежный, достойный доверия, имеющий свою позицию, и потому заслуживает авторитета.

Прежде всего авторитет – это человек, который может сказать: «Честь имею». Исключительная искренность, порядочность, отзывчивость к чужому горю. Любовь к детям, любовь к природе и всему живому. Человек, умеющий строго и бескомпромиссно спросить с другого, если тот провинился. Человек, который может честно зарабатывать и обеспечивать себя и семью.

Мы посчитали, как часто упоминаются те или иные члены семьи в текстах интервью, и обнаружили любопытные закономерности. Прежде всего среди моральных авторитетов женщин больше, чем мужчин. Во-вторых, похоже, что отношения в родительской семье более доверительные, чем в супружеской: мать упоминается почти в три раза чаще, чем жена.
Так что «женщина-мать» не только в мифологии, но и в реальной жизни «обеспечивает тылы», выступая в роли защитницы и утешительницы.
Тем не менее помощь и поддержка идет не только от родителей к детям, но и наоборот. Дети чаще упоминаются в качестве советчиков (вспомним о такой функции авторитета, как освоение правил).
Друзья упоминаются чаще, чем братья и сестры, и по числу упоминаний уступают только родителям и супругам. Соотношение «подруг» и «друзей» такое же, как и в упоминаниях семейных ролей: «подруга» упомянута 78 раз, «друг» – 46. Роли друзей примерно те же, что и в семье, а иногда и более доверительные.
Описания авторитетных коллег по работе мало чем отличаются от описания членов семьи. Можно зафиксировать примерно тот же набор ролей: помощь, моральная поддержка, освоение правил, образец. Профессионализм коллег тоже упоминается, но он служит как бы фоном для более важного качества – социальной компетентности. Очень часто таким авторитетом является начальник.

Для меня таким авторитетом является мама. Именно к ней можно обратиться в трудной ситуации, именно ей доверяют люди свои секреты, делятся своими бедами. Она человек, который никогда не воспользуется чужой тайной и поможет дельным советом. Ее мировоззрение не изменяется от смены политической обстановки, от экономической сложности, она человек, воспринимающий чужую боль как свою.

Любопытно, что в роли «утешителей» довольно редко упоминаются люди, которым вроде бы следовало быть таковыми, – священники, церковнослужители. Можно предположить, что так происходит не потому, что церковь не пользуется моральным авторитетом, а скорее из-за того, что оказывается под вопросом социальная компетентность священников. В России церковь не так активно участвует в жизни общества, как, например, в Польше, поэтому церковная жизнь – отдельная жизнь и социальная практика.
Гораздо чаще авторитетами называют представителей интеллигенции из ближнего окружения. Чаще всего это врачи, учителя, юристы, писатели. Их уважают за высокий профессионализм, честность, доброту, бескорыстие.

Цитируются высказывания людей, принявших участие в опросе С.Климовой


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru