Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Некоторое время тому назад мы начали разговор о причинах непонимания детьми учебного материала и каким образом можно это непонимание преодолеть.
Мы пообещали, что в следующий раз расскажем о конкретных методах и приемах, позволяющих учителям выстроить обучение так, чтобы ученики хорошо понимали предмет. И когда в редакции стали собираться новые материалы педагогов, оказалось, что в основе большинства эффективных способов работы с пониманием лежат единые принципы.
Валентина БЕЛИК,
учитель математики

Фантазии, уводящие в мир точных наук

Образное мышление на уроках математики

Все началось со встречи с новым классом. Его ученики были жителями Черноморского побережья. От детей центральной полосы России мои пятиклассники отличались большой подвижностью, рассеянностью внимания, агрессивностью в отношениях друг с другом и открытостью в отношениях со взрослыми. Психологическая диагностика показала, что у большинства учеников класса преобладало кинестетическое (основанное на чувствах и интуиции) восприятие мира.

Уроки на краю ярко-зеленого поля

Кинестетики... Да еще пятый класс – время перехода от кинестетических форм обучения к аудиальным (рассчитанным на слуховое восприятие). В этот период почти во всех классах появляются ученики, неспособные к такому резкому переходу (по статистике кинестетики составляют большую часть населения планеты, за ними идут аудиалы и визуалы). У них снижается интерес к обучению, оценки становятся ниже, чем в начальных классах.
Вот типичное поведение одного из моих учеников. Он обычно вскакивает, откликаясь на любую просьбу учителя: раздать листочки, книги, собрать тетради, привести доску в порядок (хотя ему хорошо известно, что это дело дежурных). При этом он обязательно кого-нибудь заденет, толкнет, оттеснит. Если учитель идет по классу, проверяя выполнение задания, ему обязательно необходимо взять педагога за руку и подвинуть свою тетрадь с выполненным, а зачастую с невыполненным заданием. Если учителя нет рядом, тетрадь быстро показывается соседу. Похвала «умница» или «молодец» мало что значит, если учитель не прикоснется к его руке или плечу. Любое прикосновение заставляет его продолжить работу, а если он разговорился – замолчать. Его мало интересует результат, ему нравится само действие. Желательно посадить его в классе так, чтобы вокруг было меньше детей и он меньше отвлекал других. Но если таких ребят в классе больше половины – работать непросто.
Перепробовав различные способы обучения, я пришла к выводу, что лучше всего учить так, чтобы в работу одновременно включались несколько каналов восприятия: видение, слышание, ощущение. Чем больше органов восприятия включается в учебный процесс, тем лучше понимание и запоминание.
Но особое внимание решила уделить визуализации. Общий успех, как утверждают психологи, находится в прямой зависимости от визуальных способностей ученика. Это самый значимый фактор успешного обучения, начиная с 4 класса.
Итак, прежде всего надо было научить ребят переходить от одного способа восприятия и запоминания к другому. А самое главное – сделать это так, чтобы дети поверили, что они талантливы и могут хорошо учиться. И мы стали играть.
Начали с небольшого по объему, но, на мой взгляд, интересного упражнения. На уроке человековедения (у пятиклассников я вела уроки человековедения, математики, факультатив по математике и была классным руководителем) попросила детей положить руки на стол, закрыть или опустить глаза, не реагировать на шум, который может доноситься из-за пределов класса, и представить себя маленькими. Примерно возраста детского сада. Детям надо было внимательно посмотреть, в чем они одеты, во что обуты, как причесаны их волосы, есть ли у девочек косички. Если им не понравится что-либо в одежде, они могут это сменить, если не нравится цвет – изменить его. Надо было достичь того, чтобы каждый себе понравился. Когда все было готово, дети оказались на краю большого яркого летнего поля. Они шли по полю, и вдруг все поле расцвело. Цветов было много. Если кому-то не нравился цвет или форма цветов, ребенок мог изменить все по своему желанию. Потом дети начали мысленно собирать букет, предполагая, кому они его подарят. Когда букет был собран, они садились в траву, любовались цветами, вдыхали их аромат. Бабочка садилась на цветок букета. И каждый внимательно ее рассматривал: цвет крылышек, как они вздрагивают. Бабочка взлетала с цветка, и дети следили за ее полетом. Как только она превращалась в точку, открывали глаза. Наступала тишина, все стали тихонько поворачивать головы друг к другу, а потом уже через какое-то время класс «загудел». Ребята были сильно удивлены, когда узнали, что каждый из них видел маленьким именно себя и у каждого было «свое» поле, «свои» цветы, «своя» бабочка.
Это упражнение стало введением класса в процесс визуализации. После того как эмоции несколько улеглись, я заговорила с учениками о разных видах памяти и о том, как было бы хорошо, если бы они могли, слушая учителя, представлять то, о чем он говорит.
Мы пришли к выводу, что будем учиться этому. И стали учиться, начали практически ежедневно выполнять упражнения на визуализацию.
Упражнения понравились детям и принесли впечатляющие результаты. Ребята вдруг обнаружили, что начали замечать то, о чем раньше не задумывались, мимо чего проходили, не обращая на это внимания.
Вскоре дети стали рассказывать, как они готовят историю, естествознание, математику, что представляют, читая тот или иной учебный текст.

Отчего улыбается парабола

Работу с образами я использовала на уроках математики. Мы визуализировали геометрические фигуры, которые изучаем в пятом классе.
Стали писать с детьми математические сказки. А еще на уроках математики мы работали с «китайскими головоломками»: части головоломок, из которых надо составить рисунки, сделаны в форме различных геометрических фигур. Их можно подержать в руке, подвигать и интуитивно сложить фигуру. Здесь ничего никому не надо объяснять. Любая составленная фигура – это радость творчества, маленькая победа над собой.
Иногда бывает и так: вот есть тема – «Графики». Даю ребятам задание – придумать изображение игрушек на координатной сетке, используя прямые, а все точки пересечения прямых обозначить с помощью координат. И ребята придумывают такие интересные вещи! Ведь они не график скучный строят, а творят, например, машину или зверя, думают, где у него ухо, а где хвост.
Мне надо было, чтобы глаза у ребят горели, а это получается, когда они увлечены творчеством.
Вот открываю тетрадь с домашним заданием, а там мне парабола улыбается или рисунок к задаче на движение сделан цветными карандашами во весь лист, а паровоз – как в мультике: с огромными глазами и в шляпе. Я вообще считаю, что в математике все можно нарисовать, и даже более того – она должна рисоваться, оживать через детские рисунки. Получается удивительная штука: пока ребенок иллюстрирует задачу или придумывает сюжетную линию с героями из теоремы по геометрии, он настолько вживается в происходящее в этом математическом мире, что ответ задачи или геометрические закономерности запечатлеваются в нем как некие очевидные (буквально видимые глазами) вещи.
...Сегодня ученики того пятого класса уже окончили школу. Почти все они учатся в вузах. И между прочим, 15 человек в качестве основного экзамена выбрали математику.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru