Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук

Тайная дидактика свободного образования

Каждый продолжает открывать правила новой педагогики сам, обращаясь за помощью (если это возможно) к тем, кто уже прошел похожий путь. Наверное, это правильно. Личный опыт, собственные промахи, ошибки и открытия, а в результате – еще одна неповторимая школа. Однако, может быть, потому и медленно развивается свободное образование, что в нем до сих пор не найдены свои законы?
При разговоре с учителями, работающими в свободных школах, обнаружилась странная закономерность. Практически каждый утверждал, что с начала такой работы до момента, когда учитель действительно начинает понимать, как он может работать эффективно в новом образовательном пространстве, проходит не менее двух лет. В первое же время каждый нуждается в помощи и поддержке. А если помощь не приходит?
Так возникла мысль вывести правила новой, свободной педагогики. Правила, обращаясь к которым каждый учитель сможет найти свои приемы и способы работы, которые в свободной педагогике нужно соблюдать так же, как в “обычной”, – прохождение программ и подведение итогов. Основное отличие этих правил в том, что они отвечают не на вопрос, “как” добиться того или иного образовательного эффекта, а на вопрос, “зачем” это нужно делать.
Выводы, представленные сегодня, сделаны на основе наблюдений за работой педагогов и собственного опыта инновационной педагогической деятельности. Правил получилось всего четыре, и все довольно простые. А вот приемов, с помощью которых учителя достигают целей свободного образования, может быть куда больше. И это понятно: у каждого свой путь, свой опыт, свои идеи.

Правило первое. Децентризация учебного процесса
Учебное занятие, как и вся система образования в школе, имеет столько центральных звеньев, сколько людей в нем принимают участие. Задача директора школы и учителя – организовать работу таким образом, чтобы самим стать наименее заметными фигурами в образовательном процессе.

Мы говорим о свободной школе, в которой каждый ребенок – личность. А личности не ходят безынициативной группой за вожаком, пусть даже самым умным и опытным. Задумайтесь, что заметят гости, нежданно-негаданно пришедшие к вам на урок? Учителя, ведущего занятие? Или учеников, которые пришли учиться? В новой педагогике учитель целенаправленно убирает себя с “первых ролей”. Равно как и директор школы, который хочет вести свое образовательное учреждение на принципах свободного гуманистического сотрудничества, делает все возможное, чтобы дать всем гражданам школы возможность понять и принять, что за результат отвечают все вместе и каждый в отдельности.
Учитель, целенаправленно перестающий быть центром урока, на первый взгляд рискует потерять удовольствие быть услышанным, понятым. Но если ему достанет терпения, награда будет сто крат выше. Ученики придут к нему сами, захотят посоветоваться или попросят помочь. И вот тогда...
Я видела работу педагога, который сначала организовывал свободное учебное пространство: предложил выбрать мини-проекты группам ребят, отошел со мной (якобы для беседы!) в дальний угол просторного кабинета и... так и не сумел в течение трех часов ответить ни на один мой вопрос. Дети подходили один за другим, смиренно ожидая его внимания в сторонке. И вот тогда начиналась настоящая работа этого педагога.
А потом этот же преподаватель вел обычные уроки химии: стоял у доски, эмоционально объяснял материал, вовремя шутил, вовлекал ребят в разговор о предмете. Я спросила, во время какой части учебных занятий (первой или второй) он больше устал. “Конечно, в свободном пространстве! На уроках же я просто выступаю как актер и сам получаю от этого удовольствие. Но больше люблю я все-таки именно свободные занятия. Там и дети учатся больше, и я не только учу, но и многому учусь!”
С точки зрения авторитарной школы некоторые из приемов являются просто-напросто запрещенными, например отсутствие заранее заданного плана урока. Тем не менее они используются многими учителями уже сегодня, даже в рамках обычной классно-урочной системы.

Прием 1. Изменение структуры классной комнаты

Тенденция изменять расположение парт (столов) в классных комнатах в последнее время становится все более и более массовой. На некоторых занятиях делают один «круглый стол», на других при помощи различных комбинаций мебели организуют удобные места для работы малых групп, для индивидуальных и парных занятий.
При этом сам учитель вынужден переместиться со своего главенствующего места за столом около классной доски куда-нибудь “в массы”: сидеть вместе со всеми в кругу или подсесть к одной из работающих групп. Даже если педагог и остается за своим столом, его роль уже совсем другая. Он становится консультантом, к которому подходят ребята, а не единоличным лидером на уроке.

Прием 2. Маленький учитель

Трудно представить себе круглый стол, за которым сидят ученики, а учитель возвышается над ними, отойдя к доске. Расстановка парт в круг как бы принуждает учителя не вставать во время разговора с детьми, быть с ними на одном уровне. Однако многие учителя добиваются того же эффекта другими способами, например... присаживаясь на корточки во время разговора с сидящим за своим столом ребенком. Чаще всего это делают учителя начальной школы. Действительно, когда подходишь к малышу и отвечаешь на его искренний вопрос, себя ощущаешь таким большим и давящим сверху существом, которого ребенок (просто в силу своих размеров) должен изначально бояться и слушаться. Но стоит присесть, облокотившись на его парту, и ситуация полностью изменяется. Теперь малыш больше тебя, теперь ты ему служишь, а не он тебе повинуется.
То же самое делают и в старших классах многие коллеги, порой даже не замечая этого действия. Но не замечать – не значит не делать!

Прием 3. Отсутствие единого и обязательного плана урока, или совместное планирование и выполнение учебной работы

Некоторые учителя специально планируют учебное занятие (или их серию) вместе с учениками. Что будем изучать? Вместе или каждый по отдельности? А может, в группах? Какие будут результаты?
Другие делают то же самое, но не столь явными методами. Например, сами задают изначальную тему, но в ответ на вопросы ребят с легкостью ее модифицируют, изменяют, делают так, чтобы каждому было интересно.
Третьи продолжают объяснять то, что предполагали изначально, но... потом не спрашивают с учеников воспроизведения объясненного материала, напротив, радуясь, что каждый ребенок “взял” свой кусочек, понял то, что именно ему было интересно и важно.

Прием 4. Демократическое управление образовательным процессом

Если учитель не хочет быть единовластным лидером процесса обучения, то он будет демократичен прежде всего во внеклассной работе. Не станет приказывать детям выполнять его правила, позволит и поможет создать такие законы, которые придутся по душе его ученикам. Законы в детско-взрослом сообществе могут быть писаные и неписаные. Главное – понимать, ЗАЧЕМ они создаются в отдельном классе, в целой школе.
Есть много учителей, которые так организуют жизнь в своих классах, что каждый ребенок постоянно ощущает себя причастным ко всему происходящему вокруг, понимает, что от него самого зависит, насколько интересно будет ему и его друзьям в школе. Правда, мало кто называет это “демократическим укладом жизни класса”; скорее говорят о хорошей работе классного руководителя. Однако такие отношения между взрослыми и детьми изменяют их позиции и в учебном процессе. Даже если тот же самый учитель, придя в свой класс, хочет оставаться центральной фигурой, знающей и организующей всех остальных, дети ему не позволят этого делать. Так, очень часто педагог, работающий довольно авторитарно на уроке, но изменивший свою позицию по отношению к детям во внеклассной работе, внезапно заявляет: “Просто не знаю, что делать со своим классом! Совершенно меня на уроке не слушают, ничего делать (на уроке) не хотят!” Так дети показывают, что нужно перестраивать и уроки, мягко (а иногда и жестко) подталкивая любимого учителя к решительным изменениям способов работы.

Прием 5. Партнерское лидерство

Многие педагоги и директора школ выбирают этот способ работы. Как правило, на нем останавливаются те, кто сам является довольно властным человеком, но понимает, что будущее – за свободной, а не за авторитарной школой. На уроках такие учителя не предлагают детям выбирать изначально темы или способы работы. Напротив, они жестко предлагают свои методы или дают избыточную информацию по предмету, однако позволяют каждому ученику продвигаться в собственном темпе и оценивать свое продвижение по личным критериям.
То же самое делают и многие директора школ, задавая изначальные ценностные рамки, пробуя воплотить в школе собственные идеи, но одновременно позволяя педагогическому коллективу и ученикам активно влиять на образовательный процесс.

Прием 6. Учитель, который не учит

Этот прием используют в наиболее яркой форме в школах типа Садберри Вэллей скул – там нет никаких уроков и расписания занятий. Учителя, работающие в этих школах, не предлагают свою помощь детям (и уж тем более не советуют, чем заняться) до тех пор, пока их об этом не попросят. Ждать бывает сложно, знаю по себе: ну вот ребенок раз за разом повторяет одну и ту же ошибку, а мне, учителю, стоит только показать, как правильно это делать, и ему (несмышленому) сразу станет легче, я просто осчастливлю его!
Но учитель, если хочет, чтобы его урок (студия, внеурочное занятие) не лишал детей свободы, должен уметь ждать, когда его попросят о помощи, чтобы позволить каждому ребенку быть центром своего образования. Однако это вовсе не означает, что учитель должен при этом сидеть и уныло смотреть в потолок – работы в этом ожидании более чем достаточно!
Учитель должен уметь занять самого себя, причем таким делом, которое будет ему не только действительно интересно, но и может (потенциально) быть интересным и для его учеников, стать отправной точкой их возможного развития.
Однако и в рамках проведения обычного урока существуют учителя, которые соблюдают это правило неукоснительно. Например, в то время когда дети пишут сочинения, учитель не ходит по рядам проверять, кто что написал и сколько ошибок сделал, а пишет свой текст вместе с ребятами. А потом, вслед за ними, читает и свое произведение, выслушивает мнения учеников о своей работе. Еще одна банальная истина: чтобы уметь давать свободу другим, нужно быть свободным самому и уметь пользоваться своей свободой. Учитель при этом остается центром своего собственного образования, а дети это обязательно заметят и оценят.
Учитель не обязательно должен учить. В свободной школе он должен сделать так, чтобы дети захотели у него учиться.

Правило второе. Использование существующего разнообразия
В свободных школах педагоги и директора используют личностные различия всех участников образовательного процесса и за счет этого структурируют и обогащают весь процесс обучения.


Традиционная педагогика базируется на постулате о том, что теоретически возможно научить всех детей одному и тому же в одинаковые сроки. Новая педагогика, поняв всю абсурдность такого утверждения, однако не отказывается от того, чтобы предоставить всем ученикам равные шансы на получение образования. При этом вместо того чтобы безуспешно продолжать попытки свести к минимуму отличия детей друг от друга (например, научить целый класс за один урок одинаково успешно решать квадратные уравнения), учителя стремятся использовать эту естественную ситуацию в образовательных целях.

Прием 1. Парная и групповая работа

Это очень распространенный метод работы. Как только люди объединяются для некоторой деятельности (в том числе и для учебной) в пары или в небольшие группы, каждый имеет возможность взять на себя лишь часть общей работы, разделив ответственность за общий результат с остальными. Одни становятся лидерами, другие – ведомыми. Но это вовсе не означает, что одни учатся больше, а другие меньше. Это означает, что учатся по-разному, что при этом не только помогают друг другу, но и развивают умение принимать помощь.
При этом учителя, использующие данный прием вслепую, то есть не осознавая, что основной его эффект состоит именно в развитии индивидуальных особенностей, часто допускают одну и ту же ошибку. А именно: в результате ожидают от всех приобретения одинаковых знаний и умений. Однако многие научились обходить и эту преграду. К сожалению, если будут приняты образовательные стандарты, их работа заметно усложнится.

Прием 2. Разновозрастные учебные группы

Этот прием давно используется в дополнительном образовании: трудно найти секцию, студию или кружок, в которых занимались бы дети только определенного возраста. В последнее время именно в российских школах все чаще начинают его использовать и в основном образовании.
Безусловно, дети отличаются один от другого и внутри одной возрастной группы. Однако эти отличия становятся еще более заметны, если рядом собраны и 9-летние, и 14-летние ребята. И тогда становится понятно, что их отличия сгладить нельзя, но можно использовать ситуацию в образовательных целях. Так тот, кто в группах со сверстниками всегда был слабым и ведомым, преображается при работе с младшими ребятами, становится помощником, пробует свои лидерские способности. Однако для того чтобы лидерство не превратилось в дедовщину, учитель должен использовать в своей работе следующий прием.

Прием 3. В свободной школе учатся все

Если педагог хочет, чтобы его ученики свободно и доброжелательно учились в малых группах и разновозрастных коллективах, он постоянно показывает детям, что сам в школе не только передает знания, но и постоянно учится, причем движущим фактором к его учению являются ученики. Этот учитель не боится своего незнания (еще одна крамольная мысль с точки зрения традиционной педагогики, где, как известно, учитель всегда прав и обязан ВСЁ знать, заранее добросовестно приготовившись к уроку). Напротив, учитель, использующий данный прием, радуется, когда детские проблемы и вопросы ставят его в тупик – это значит, что ученики показали ему возможную точку его собственного развития.
Очень красиво мне объяснила свой взгляд на данную проблему одна женщина, ныне – директор свободной школы, а в прошлом – пастор лютеранской церкви: “Когда я была пастором, я проповедовала, несла людям истину, которая изложена в Библии. Как учитель я не имею права этого делать, я лишь делюсь с учениками своим мнением, показываю, что я, как и все люди, многого не знаю, но очень хочу узнать и умею учиться”.
Если же учитель пытается на занятиях поддерживать имидж “все знающего человека”, то это, возможно, и придаст ему некоторый авторитет, но его ученики вряд ли смогут учиться, работая с младшими, объясняя им какой-то материал. Дети будут противиться этому, повторяя: “А нам-то зачем это нужно?! Мы лучше научимся чему-нибудь новому, вместо того чтобы сидеть с малявками!”
В свободной школе учатся все, и никто этого не скрывает – этим гордятся. Ведь когда люди разные, когда они умеют делать разные вещи, им есть чем поделиться друг с другом. А значит, становится понятно, зачем учиться: чтобы быть нужным и интересным для других.

Правило третье.
ЗУНы существуют, чтобы их использовали
В свободных школах навыки, умения и знания (НУЗы) никто не проверяет. Их используют и при этом развивают.


Как ни меняй слова местами, смысл мало изменяется, так как слишком сильны традиции и, возможно, предрассудки нашего общества. Умения, мол, хорошо, а без знаний никто ни в институт не поступит, ни профессию хорошую не получит. Предположим, что все это важно и нужно. Другое дело, как они (НУЗы-ЗУНы) приобретаются? И приобретаются ли вообще?
Глядя на то, как с ними работают в различных свободных школах, нетрудно заметить, что они скорее наращиваются, причем наиболее эффективно такое наращивание происходит в момент их использования. Использования знаний, умений, навыков.
В новой педагогике опрос учителем, контрольные работы на отметку (учителя) проводятся крайне редко. В то же время создаются различные ситуации, в которых дети используют накопленные ЗУНы, при этом приобретая новые, развивая многочисленные таланты, скрытые в них.
Эта работа проводится разными методами, которые хорошо известны. Однако хочется подчеркнуть еще раз, что проводится она не для того, чтобы все, в результате удачных манипуляций учителя, получили одинаковые порции “образованности”, а для того, чтобы каждый ребенок сумел использовать то, что уже умеет, и развить свои собственные способности.

Прием 1. Проектная деятельность

Если рассматривать все варианты проектной деятельности в школах как способы использования ЗУНов и (через это использование) их развитие, можно вычленить некоторые общие правила такой работы, которые выработались в свободной педагогике. Главным и основным таким правилом является обязательное предъявление результатов проекта тем, ради кого он делался. То есть проект всегда социален.
Поясню эту мысль. Предположим, дети делают проекты по теме “Африка”. В школах одного типа (традиционного) в конце работы ребята знакомят со своими результатами (в лучшем случае) своих одноклассников и учителя и сдают на оценку оформленные результаты. В школах другого типа (свободного) проводят увлекательную работу по данной проблеме с младшеклассниками, которые хотят быть слушателями и становятся (если это необходимо) основными оценщиками, ценителями проекта.
Проект в свободных школах делается ради его результата, им не подменяется обычная учебная деятельность. Если дети на занятиях английским делают мини-проекты в виде инсценировки американской песни, то в результате никто не должен проверять, выучили ли они текст песни. Все смотрят и оценивают (лучше если оценка происходит в виде радостного хлопания в ладоши выступающим на сцене товарищам) то, как остальные показывают свои инсценировки, и не обращают внимания на произношение английских слов.

Прием 2. Работа в социуме

Это еще один распространенный прием в современной педагогике. Некоторые школы используют его частично, например, в виде социальных практик и стажировок на рабочих местах или в других учебных заведениях. Другие школы, например, те, которые участвуют в проекте «Город как школа», основную часть учебной деятельности переводят в социум, на конкретные рабочие места.
Единым при этом для всех свободных школ остается правило “использования имеющихся ЗУНов”. Если же ребенок после такой работы возвращается в школу и проверяется учителями по некоторой заданной заранее программе, результаты работы могут быть даже вредными. Так, если ученик идет работать на практику туда, где ему совершенно не интересно, ради того, чтобы получить потом в школе соответствующую отметку, он будет относиться к своей работе не только формально, но, возможно, и с ненавистью.
Именно поэтому очень большой, а иногда и основной (по времени) частью педагогической работы для организации социальной практики и в проекте «Город как школа» является подготовительный этап и совместная корректировка выбранной учеником программы. Работа, как правило, проводится тьюторами или специальными социальными педагогами-консультантами. Иногда – конфиденциально, иногда – в группах. И всегда обязательно в форме педагогической поддержки учеников, исходя из их проблем и интересов.

Прием 3. Использование подсказок

Подсказки в традиционной школе официально запрещены. В свободной, напротив, они узаконены. Помощь тому, кто в ней нуждается, дает возможность по-настоящему учиться двум сторонам, и в первую очередь тем, кто помогает. Учиться, используя собственные знания и умения.
Помощь другому – бесценная развивающая ситуация для помогающего, так как при этом он вынужден проанализировать (для себя и для другого) свой собственный опыт так, чтобы он стал понятен еще одному человеку, обладающему другим знанием, другим пониманием проблемы.

Прием 4. Развитие внеклассной работы и структур дополнительного образования

Наиболее полное свободное образовательное пространство в России создано в рамках системы дополнительного образования. Именно там дети максимально используют индивидуальные умения и знания, обогащая собственный опыт.
В качестве примера приведу школьные театры, которые существуют во многих школах. Туда приходят разные ребята: те, кто любит литературу, пишут тексты для постановок; кто любит петь и танцевать, декламировать и играть на сцене, становятся артистами; те, у кого “золотые руки”, шьют для друзей костюмы и украшают сцену; дети с развитыми навыками работы с техническим оборудованием занимаются освещением сцены и так далее. Именно потому, что театр дает возможность для самовыражения практически каждому, театральная педагогика занимает все больше места в образовании.
При этом результатом общей работы является представление, и почти никто не догадывается в результате даже попытаться сравнить “прирост” ЗУНов у каждого участника общей работы над спектаклем.
На самом деле очень похожие системы складываются и во многих других кружках, студиях, секциях. Там работают все вместе, для общего дела, используют свои знания и умения, развивая и обогащая их. Многие общеобразовательные школы сегодня целенаправленно развивают в собственных стенах структуры дополнительного образования, чтобы предоставить детям такую возможность.

Прием 5. Использование социальных контактов внутри школы как дополнительного учебного пространства

В свободных школах для того, чтобы дети могли использовать собственный опыт, используется каждая возможность. Например, когда в школу приезжают гости, не учителя, а дети знакомят их со своим учебным заведением. Они показывают любимые кабинеты, знакомят с законами школы, переводят для иностранных гостей – что это как не еще один прием, позволяющий использовать приобретенные знания и умения?

Правило четвертое.
Изменение направления оценивания
Все люди, участвующие в образовательном процессе, имеют право повлиять на него, продемонстрировав другим свое отношение к происходящему.


Безусловно, в традиционной школе не только учителя оценивают своих учеников. Дети любят одних педагогов, недолюбливают других, нам это хорошо известно. Однако детская оценка всего происходящего в школе непосредственно и постоянно влияет на процесс обучения лишь в свободных школах.
Представьте такую ситуацию. Класс сбежал с урока. Что делает учитель традиционной школы? Идет... жаловаться к директору, тот вызывает родителей, ребят наказывают. Дети сбежали, значит, они плохие, не хотят учиться, на них нужно срочно повлиять.
В свободной школе аналогичная ситуация рассматривается с противоположной точки зрения. Раз дети сбежали, значит, их что-то не устраивало, а следовательно, необходимо в первую очередь учителю проанализировать свою работу. А после этого учитель вынужден что-то изменить в своей педагогической деятельности, если хочет оставаться для ребят интересным и нужным человеком.
Ведь рефлексировать полезно каждому, не только детям. В свободных школах специально создаются ситуации, в которых люди (учителя, ученики, родители) вынуждены задуматься над тем, как к их поведению относятся другие, почему их любят или не уважают. А для этого используются разные приемы.

Прием 1. Организация самооценки и рефлексии детей

Попытки уйти от однонаправленной оценки в школе существуют давно. Первый прием, который стали использовать для этой цели, – введение самоотметок, самооценки, рефлексивного анализа собственного продвижения в учебе детьми. Так внешняя оценка (от учителя к ученику) была заменена (в основном частично, то есть не на все время обучения) оценкой внутренней, когда ребенок оценивает сам себя.

Прием 2. Организация самооценки и рефлексии учителей

Многие педагогические коллективы, отдельные учителя давно понимают, что самоанализ, рефлексия своей деятельности полезны не только для их учеников. Именно поэтому в ряде школ директора организуют специальную работу, вызывающую педагогов на рефлексию.
Иногда это делают в форме специальных массовых тренингов, организуют исследовательскую деятельность (которая всегда требует этапа рефлексии). В некоторых учебных заведениях для той же цели делают следующее. Проводятся, например, интегрированные занятия, на которых вместе работают два или три педагога. Но проводятся они с некоторой регулярностью, чтобы к следующему разу учителя смогли проанализировать то, что происходило раньше, и спланировать свою работу наилучшим образом.
Совместная работа учителей в течение небольшого промежутка времени позволяет:
А. Двум педагогам быть в равноправных по отношению друг к другу позициях.
Б. Сделать педагогическую рефлексию частью деятельности учителей, так как при этом анализируется не просто один или несколько уроков, а имеется общая задача, поставлена цель, которая должна быть достигнута совместными усилиями, но для достижения которой нужно обсудить предыдущую работу...

Прием 3. Перевод оценивания в ценностный пласт

Ребенку демонстрируется его самоценность, ценность для педагога, для коллектива. Этот способ, прием, очень сложен для большинства российских учителей. Трудность идет скорее не из некоторых сложившихся правил школьной жизни, а от законов общества, в котором люди выросли сами.
Например, даже в самых лучших наших школах даже самые лучшие учителя не задумаются о том, можно ли спросить опоздавшего ребенка при всем классе, почему тот не пришел к началу занятия. Однако не трудно понять, что сам вопрос может быть унижающим, вторгающимся в личную жизнь. Может быть, ребенок просидел в туалете из-за расстройства желудка или плакал, потому что на перемене поссорился с лучшим другом. И это он должен объяснять при всем классе?
Вопрос подсознательно демонстрирует превосходство учителя, которого никто из ребят не посмеет спросить, если тот опоздает на урок. Начальство не опаздывает, начальство задерживается.
Постоянная корректность в отношении учеников, подчеркнутое и искреннее уважение к ним фактически являются демонстрацией педагогом того факта, что для него очень важно, насколько он, взрослый человек, ценен для своих учеников.

Прием 4. Регулярный опрос учеников, выяснение их мнения о работе педагогов

Во многих школах регулярно проводится анонимный или открытый опрос учеников по поводу их отношения к работе педагогов. Какие предметы нравятся, какие – нет, почему, что хотелось бы изменить? Примерно такие вопросы задаются ребятам. Иногда результаты таких опросов оформляются в виде рейтингов учителей школы и обнародуются. Этот способ учета оценки учителей учениками довольно прост, но, на мой взгляд, может сильно уязвить учителя, поэтому должен продумываться администрацией вплоть до мелочей.

Прием 5. Доброе утро

Демонстрация детям того, что школа – это место, где учителям хорошо с детьми, что все взрослые хотят, чтобы их ученикам было так же хорошо с ними. Прием простой, давно используемый многими учителями. Утро каждого дня начинается с некоторого веселого и доброго ритуала, например с веселой песни, со сказки (в младшей школе), с чашечки чая за общим столом (со старшими ребятами).
Оказывается, этот прием чуть ли не универсален во всех свободных школах: начало учебного дня с пожелания друг другу хорошего настроения, с улыбки, с доброго утра.

Прием 6. Деятельностная взаимооценка

Этот прием из всех перечисленных – самый молодой. Именно на нем построена образовательная система Школа-парк: дети, выбирая здесь и сейчас для себя занятия, таким ненавязчивым, культурным образом демонстрируют учителям свою оценку их деятельности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru