Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Искусство России и Западной Европы


Популярная история живописи.
Т. 1: Западная Европа.
Т. 2: Россия.
М.: Вече, 2001–2002

Популярная история живописи”, рассказывающая об истории изобразительного искусства нашей страны и Западной Европы, будет полезна ученикам и педагогам для занятий по курсу истории отечественной и мировой художественной культуры. Здесь можно найти сведения о различных живописных школах и направлениях, начиная от эпохи мезолита и до абстракционизма, поп-арта и граффити. Это когда речь идет о Западной Европе. А вот история отечественной живописи завершается творчеством Александра Пластова, Константина Васильева и Ильи Глазунова. Поп-арт, соц-арт и концептуализм, получается, в России как бы отсутствуют, и история русского авангарда согласно традиции последних лет завершается Малевичем и Кандинским.
Автор тома, посвященного России, Екатерина Конькова, утверждает: “Русское искусство живет прежде всего мечтой, и эта мечта – об идеальном, прекрасном устройстве жизни. Этот идеал может находиться в далеком прошлом или в будущем, но почти никогда – в настоящем. Вероятно, поэтому символом русского человека стал литературный образ Обломова с его бездеятельностью и оторванностью мечты от реальной почвы”. Иконописная традиция из-за общей задержки культурного развития Руси по сравнению с Западной Европой оставалась единственной формой русской живописи на 300–400 лет дольше, чем на Западе, – вплоть до XVIII века. Поэтому “русской живописи пришлось за двести лет проделать такой путь, каким европейское искусство шло в течение многих веков”. По мнению автора, все русские художники “главную задачу живописи видели в том, чтобы донести до зрителей чувство прекрасного, возвышенного, идеального. Изобразительное искусство никогда не ставило своей целью научить жизни, но мастера хотели изменить человека, дать ему веру в будущее и очистить его душу”.
А картина Александра Иванова “Явление Христа народу” описывается следующим образом: “Отказавшись от условной красоты форм и линий, характерной для академизма, на первое место он выдвинул задачу достоверности изображения. Художник делал акцент не на внешней красоте героев своей картины, а на глубокой правде их чувств и характеров… Итогом многолетних усилий живописца стала картина настолько серьезная и глубокая по внутреннему содержанию, что ей не нашлось равных среди всех известных в русском искусстве произведений аналогичной тематики”. И далее на полутора страницах рассказывается, что именно изобразил А. Иванов на полотне.
Та же ситуация сохраняется и применительно к западно-европейской живописи. Хотя из-за необходимости охватить гораздо больше эпох и художников описания картин здесь неизбежно короче. Вот, например, что сказано о картине Клода Моне “Бульвар Капуцинок”: “Картина отражает все основные противоречия, достоинства и недостатки метода импрессионистов. Здесь очень точно передано мгновение, выхваченное из потока жизни большого города: ощущение глухого монотонного шума уличного движения, влажная прозрачность воздуха, лучи февральского солнца, скользящие по голым ветвям деревьев, пленка сероватых облаков, покрывающих голубизну неба… Картина представляет собой мимолетный, но тем не менее зоркий и все подмечающий взгляд художника, причем художника, чутко откликающегося на все явления жизни”. Что ж, авторы обоих томов остаются в рамках традиций русской художественной критики: писать о том, что и зачем изображено, но не о том, как изображено, почему и в каких целях использован тот или иной технический прием. Возможно, для целей рецензируемого издания такой подход и представляется оправданным. Ведь оно предназначено для читателей, большинство которых скорее всего никогда не увидят не только оригиналов описываемых картин, но и хороших, качественных их репродукций.
Издание обильно иллюстрировано как черно-белыми, так и цветными репродукциями. Хорошо было бы, если бы тома были снабжены именными указателями, а в идеале – и указателями картин. Это значительно облегчило бы работу с ними.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"