Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Экспресс истории


Гузик М.А., Зеликова Н.В.
Учебный путеводитель по художественной культуре России.
Книга для учащихся.
М.: Просвещение, 2002

Учебный путеводитель» – согласитесь – звучит заманчиво. Во всех нас, взрослых и не очень, живет тяга к странствиям, но путешествия во времени пока остаются мечтой человечества, и лишь науки о прошлом дарят нам такую иллюзию.
Историческая культурология – активно развивающаяся область гуманитарного знания, и книга, которую вы, возможно, скоро возьмете в руки, числится по указанному «ведомству». Сегодня нет дефицита в пособиях, посвященных вопросам исторического развертывания культуры. Но, сталкиваясь с богатейшим эмпирическим материалом, учащиеся, школьники и студенты встречают вполне объяснимые трудности: как совладать с информационным шквалом, лавиной культурно-исторических фактов, имен, обозначений? Проблема эта – «любимая мозоль» учителей истории, которые то и дело слышат от своих подопечных что-то вроде: «Ну не могу я выучить вашу «историю»! Не запоминается никак!..» Речь идет не только об особенностях индивидуальной памяти, о незнании элементарных приемов мнемоники, о способностях (или неспособностях) самого учащегося… Чаще причина таких трудностей – в методах преподавания. В нашем случае можно говорить об общей культуре текста: читающий и автор идут навстречу друг другу, и в силах последнего позаботиться об интеллектуальном комфорте аудитории.
Авторы и создатели учебной литературы постоянно ломают голову в поисках путей оптимизации усвоения излагаемого материала. Методических наработок в этой области немало: различные графсхемы, сводные таблицы, резюме и краткие конспекты, списки ключевых слов и понятий и другие подобного рода формы организации материала как нельзя лучше служат учебным целям, помогая не только запоминать и усваивать, но и осознавать внутреннюю взаимосвязь всех элементов предметной области, контекста и отдельных дидактических единиц.
В данном пособии в качестве генерализирующей, обобщающей текстового материала предложены опорные схемы-конспекты. Каждая глава укомплектована словесно-графическим конспектом (одним или несколькими, в зависимости от сложности и концентрации форм культурной жизни в описываемою эпоху), с которого, как отмечает в предисловии автор, «следует начинать движение по маршрутам русской художественной культуры, имея при этом в виду, что носителями информации в нем является не только слово, но и конфигурация, линия». Наличие этих культурно-исторических карт, по мысли авторов, и должно порождать аналогию с путеводителем и, кроме того, быть наглядными и мнемоническими пособиями, структурировать и упорядочивать вербальный материал. В предисловии говорится, что эти схемы суть «основной материал путеводителя», очевидно, что авторы понимают всю важность совершенствования методического обеспечения и проделали серьезную работу в этом направлении.
В надежде не только черпать премудрость гуманитарную, но и развлечься, а точнее, увлечься сменой «видов», этнографическими подробностями, «формами художественной культуры и их региональными вариантами», «особенностями творческой манеры» выдающихся деятелей культуры, отправляемся мы в дорогу. «Древность – Наши Дни» – такой вот экспресс…
«Следуя традициям своего времени, Нестор начинает свой неторопливый рассказ от Всемирного потопа, распределения земель между сыновьями… образования народов и языков» (с.43) – эта цитата иллюстрирует и авторский подход к периодизации, и отправную точку движения. Отечественная культура представлена как поступательно-линейный процесс. Материал разбит на главы: «Культура восточных славян» – «Культура Киевской Руси» – «Культура русских княжеств XII – первой трети XIII в.» – «Культура Древней Руси XIII–XV веков» и далее, с шестнадцатого по двадцатый века, где каждая глава – столетие. Однако «неторопливость» исторического изложения давно превратилась в роскошь. И, вероятно, была доступна лишь средневековым хронистам. «Путеводитель» – повествование беглое, энциклопедическое, фактологически насыщенное. Это вполне оправданно, ведь временной охват книжки огромен: десять веков исторического и культурного развития!
Информативная ценность пособия необычайно высока. А при интерпретации материала авторы скорее склонны придерживаться традиционных оценок. Ну и ложка дегтя напоследок: огорчительно, но издание не содержит вспомогательных поисковых средств, нет именного и предметного указателей. Отсутствуют иллюстрации. Словесно-графические конспекты – это замечательно… Но ведь и не только хлебом единым…

Геннадий МЕТЕЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"