Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

NN в жизни и творчестве

Целкова Л.Н.
В.В.Набоков в жизни
и творчестве.
М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2001. – 128 с.: фотоил.

Якушин Н.И.
Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве.
– 2-е изд.
М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2000. – 128 с.: фотоил.

Кузина Л.Н.
Ф.И.Тютчев в жизни
и творчестве.
М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2001. – 80 с.: фотоил.

Биография писателя – это его библиография. Если это преувеличение, то не слишком большое. По крайней мере это верно, если речь идет о структурном принципе литературоведческих изданий. За основу построения биографических очерков берутся «главы» жизни человека, которые часто совпадают с авторскими главами – с написанным, воплощенным в книги.
Серия «В помощь школе» представляет выдающихся русских писателей, и, вероятно, уже заслуженно популярна. Книги предназначены в первую очередь учащимся для самостоятельной работы. Отметим стилевое единообразие концепции. Небольшой объем текста, доступность и легкость изложения, обилие «живых» цитат, документальных вкраплений, свидетельств современников обогащают изложение, делая его объемным, звучание – полифоничным.
В очерках о Достоевском и Набокове анализ художественных произведений сливается собственно с жизнью и судьбой писателей, и в таком единстве нет, конечно, «искусственности». Созревание замысла произведения, его трансформация становятся фактами внутренней жизни автора, а «судьба» романа – судьбой человека.
О визуальном сопровождении текста следует сказать особо. У книг серии, включая выше поименованные, есть еще один создатель – это Г.Ф.Ордынский (изобразительный ряд, подбор иллюстраций, серийное оформление).
Книги буквально прослоены иллюстрациями. Иллюстративного материала хватит на солидную музейную экспозицию: портреты, памятные места, иллюстрации к литературным произведениям, факсимиле записных книжек и рукописей… и портреты, портреты, портреты… Писатель, члены фамилии, родственники, друзья, единомышленники. Начиная от канонических хрестоматийных изображений (например, Ф.М.Достоевский – с гравюры В.Фаворского) и заканчивая малоизвестными архивными фото.
Г.Гессе в романе «Игра в бисер» саркастически отзывается о современности как о «фельетонной эпохе». Мол, обыватель со своим меленьким и праздным любопытством диктует моду на опусы о «великих», сознательно низводимых до уровня этого самого обывателя. Иными словами, потомки зачастую проявляют интерес самый «шкурный»: что ел? как одевался? и т.д. Саркастический пафос Гессе вполне понятен. Набоков писал, что не выносит «копания в драгоценных биографиях, вульгарности «интереса к человеку», шуршания юбок и хихиканья в коридорах времени…». «Интерес» представленных биографических очерков целомудрен и вполне академичен.

Геннадий МЕТЕЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"