Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Людмила АЛИКБЕРОВА:
“Химия – это то, чем можно любоваться”

Сайт www.alhimik.ru   – победитель конкурса образовательных ресурсов
в Рунете, проведенном Фондом Сороса, – каждый день посещают около
500 человек; ежедневно его издатель, автор и редактор (все в одном лице!) Людмила Аликберова отвечает на десяток вопросов, приходящих со всего мира. И ей как никому другому должно быть ясно, что же по-настоящему интересует человека в химии, когда поблизости нет учителя. …Взрывы, наркотики, самогон? Оказывается, совсем нет. Выведение пятен, изготовление свечек и красивые химические опыты на кухне…
О своем опыте виртуального профессионального общения рассказывает профессор кафедры неорганической химии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, автор 17 научных, учебных и занимательных книг для студентов и школьников (в числе которых “Занимательная химия”, “Книга по химии для домашнего чтения”, “Домашняя химия”, детские энциклопедии по химии и др.), автор 27 изобретений, а также счастливая бабушка четырех внуков Людмила АЛИКБЕРОВА
.

– Людмила Юрьевна, извините за нескромный вопрос: содержать собственный сайт – это дорогое удовольствие?
– Ну что вы! Совсем нет. Что касается содержания, то мне ничего не нужно было придумывать специально. Несколько лет назад мой ныне покойный научный руководитель Борис Дмитриевич Степин подвиг меня на то, чтобы заниматься популяризацией химии. И мы вместе написали и издали несколько книжек по занимательной химии, которые имели довольно большой успех. С другой стороны, занимательная химия – это очень увлекательная и неисчерпаемая тема, и после первых публикаций у меня осталось довольно много неиспользованных материалов. Издательства не торопились с предложением об их издании, а донести до народа свою коллекцию мне очень хотелось. Так и возникла идея выложить весь накопившийся (изданный и неизданный) материал по занимательной химии на сайт.
Так сложилось, что в моей семье дочь, сын и их вторые половины по специальности web-программисты. Собственно, они и поддержали меня: помогли технически организовать этот проект. Кстати говоря, поначалу мои дети весьма скептически отнеслись к самой идее сайта по занимательной химии. Мол, сделать-то сайт несложно, но кому нужны бытовые рецепты и какие-то опыты? Вот если что-то для абитуриентов или студентов поместить! И за этим дело не стало: я выложила на сайт свои изданные работы по химии для студентов – практикумы, задачники и др. Так возникли первые рубрики сайта. Но вопреки прогнозам моих детей оказалось, что бытовые рецепты, а также разнообразные химические опыты не менее интересны для посетителей, чем учебные пособия.

– Судя по статистике посещений вашего сайта, говорить о хемофобии – отторжении химических знаний – в нашем обществе не приходится?
– Я не знаю, можно ли судить по моей аудитории, весьма пестрой и по возрасту, и по месту жительства, и по уровню химической подготовки, об отношении всего общества или всех школьников к химии вообще. Но по вопросам, которые они задают, я могу косвенно судить о том, зачем они приходят на мой сайт.
Самые распространенные вопросы – вопросы бытовые. Например: “На директорском столе я поставила пятно. Если директор увидит, он убьет меня. Что мне сделать?”. Кому-то нужно из зубного сплава извлечь палладий, другому – очистить раковину, принесенную с помойки, а третий мечтает из картошки получать сахар. Не обходится и без курьезов. Из Азербайджана какой-то молодой человек, видимо, не совсем разобравшись, чем я занимаюсь, прислал письмо, в котором интересовался, сколько я возьму денег за очистку старого бабушкиного казана.
Совершенно отдельная тема вопросов и своеобразный хит сайта – самостоятельное изготовление свечек. Должна заметить, что это одно из самых простых, красивых и благодатных химических занятий. На сайте есть рецепты, каким образом создать самому прозрачные свечи, свечи с искрами, с разными запахами или, например, горящие синим, зеленым или красным пламенем. Кстати говоря, эта тема настолько захватила моих посетителей, в основном школьников, что пришлось выделять ее в отдельную рубрику “Свечной заводик” (ее вызвался вести один мой старый абонент).
Отдельную группу посетителей, задающих вопросы, составляют те, кому срочно надо сдать зачет, решить задачу, или те, кто испытывает затруднение при написании диплома или даже… при организации производства.

– Скажите, а как же все-таки сделать свечку с зеленым пламенем?
– А, ну вот и вы попались. Это очень просто: для получения зеленого пламени нужно пропитать фитиль солями бария или борной кислотой, для синего – солями меди, для красного – хлоридом лития или стронция.
Кроме этого можно самостоятельно проделывать множество прекрасных и очень простых опытов. Например, вырезать буквы или любые фигуры из бумаги и поместить их в соляной раствор – через некоторое время вырастут кристаллы и получится прекрасная гирлянда. Существует огромное множество изумительных, не сопряженных ни с какими опасностями химических развлечений…

– Неужели на все вопросы, поступающие на сайт, вы отвечаете сами? Времени не жалко?
– Как правило, чтобы ответить на вопрос, мне достаточно обратиться к своим собственным ресурсам – справочникам, разработкам и прочему. Все необходимые ресурсы для оперативного ведения этой переписки у меня есть. Я очень стараюсь помочь всем, почти всегда это мне удается.
Вот вы удивляетесь, откуда у меня время, чтобы отвечать на эти письма, а я очень удивляюсь и радуюсь тому, что у людей есть время, чтобы задавать вопросы, проделывать опыты, добиваться результата и любоваться им. Я очень хорошо помню одно из самых первых писем, которое пришло мне из Грузии. Мой абонент (с которым я потом довольно долго переписывалась) хотел уточнить рецепт какой-то свечки (свечи – это просто какая-то эпидемия на моем сайте!) и заодно с восторгом поделился тем, как он сам показывал опыты с Алхимика дворовым ребятишкам, а его собственный десятилетний сын теперь вообще мечтает стать химиком.
Вообще я очень быстро стала получать очень много писем c вопросами из самых разных мест – Украины, Латвии, Эстонии, Нью-Йорка, Южной Америки, Латинской Америки. Много писем приходит, конечно, и из России. Недавно педагог втуза из Норильска написал, что сайт очень помогает приохотить его студентов к химии, поскольку в его краях не хватает квалифицированных педагогов-химиков.
Кстати говоря, теперь у меня есть добровольные помощники практически по всему миру. Люди сканируют и присылают мне интересные книжки для сайта, кто-то помогает найти портреты ученых для рубрики “Великие химики”. Силами моих корреспондентов пополняется коллекция химических ляпсусов.
Со многими педагогами у меня сложились очень интересные отношения на уровне взаимообмена. Я познакомилась с Алексеем Мануйловым из Новосибирска, создавшим прекрасный электронный учебник, который можно посмотреть в Сети. Узнала об интересных электронных разработках по химии московского учителя Дмитрия Болотова. Долго переписывалась с Игорем Пацаем из Львова, который на своем сайте www.ChemicSoft.   собирает коллекцию разнообразных программ по химии – от научных до детских игровых…
Вообще моя переписка – это целый роман в письмах. Именно общение с коллегами, студентами, школьниками побуждает открывать новые разделы. Со временем появились “Учительская”, где собрана информация по учебной литературе по химии для средней школы, экспериментальный интернет-класс, где я апробирую свой курс для средней школы с ребятами из Петрозаводска и Тольятти.

– Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с преподаванием химии?
– Мой небольшой опыт работы в школе и довольно значительный опыт работы с химиками-первокурсниками показывает: существующий принцип построения школьной программы по химии не очень удачен. Сейчас возникло совершенно другое поколение, требующее других подходов к обучению. Когда я была школьницей, во всем нашем доме было всего несколько телевизоров с единственной программой, которую включали вечером на час-два. В остальное время дети играли в футбол, читали, занимались музыкой и просто валяли дурака. Всем известно, как сильно изменилась с тех пор ситуация.
Одно из самых существенных изменений, которое я могу констатировать, сославшись на свой опыт работы с первокурсниками, – это заметная редукция долговременной памяти молодых людей. Наши педагоги сталкиваются с тем, что при изучении нового материала даже у самых умных и интересующихся студентов, казалось бы, хорошо усвоенные и прекрасно понятые новые темы просто вылетают из головы к следующему занятию. И объяснение даже в сильных группах приходится начинать почти с нуля.
В этой связи интересно заметить, что в нашем вузе в последнее время очень хорошо себя показали дети из отдаленных северных районов – Вологды, Череповца и т.п. Именно эти студенты еще обладают долговременной памятью, без которой невозможно овладение любой наукой.
Как интерпретировать этот новый феномен? Я сначала грешила на нашу школу, которая сегодня все больше ориентирует молодых людей на то, что ничего не надо запоминать, а все можно посмотреть в справочнике, компьютере и т.п. Но скорее всего дело не только в этом.
Новая “забывчивость” наших детей – это скорее всего просто защитная реакция в ситуации невыносимого информационного пресса. Порой можно услышать брюзжание и сетования по поводу того, что молодежь сейчас “ничего не хочет” и “ничего не может”... Но мне кажется, сегодняшних школьников нужно понять и пожалеть! И конечно, постараться помочь им, не создавая новых источников этого шума информации, прислушаться к тому, что же они все-таки действительно хотят знать. И от этого желания отталкиваться при изучении самых серьезных вещей, поддерживая долговременный предметный интерес и воспитывая долговременную память. Именно этому помогают такие образовательные ресурсы Интернета, как сайт Алхимик: ведь здесь можно узнать много интересного о химических веществах и химических реакциях вокруг нас.

Беседовала Татьяна ПУШКАРЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"