Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Классиков – в школу

В Министерстве образования прошла презентация стотомника “Библиотека отечественной классической художественной литературы” (издательства «Дрофа», «Вече»), который бесплатно поступит почти
во все российские школы.

Этот проект осуществляется в рамках федеральной программы «Дети России». Расходы на издание и доставку книг составили 154 млн рублей из федерального бюджета. Это третий по масштабу и значимости “школьный” проект (после информатизации и закупки спортинвентаря), который получает экономическую поддержку со стороны федерального бюджета. Правда, в отличие от двух предшествующих, которые осуществляются на основе паритетного финансирования центра и регионов, обеспечение школьных библиотек сокровищами отечественной литературы происходит исключительно за счет федеральных средств.
В этом году победившее в тендере на выполнение этого заказа издательство “Дрофа” выпустило в свет “Библиотеку отечественной классической художественной литературы” в 100 томах. Общий тираж составляет 49 тысяч 500 экземпляров – по числу школ, реализующих программы основного (9-летнего) и полного (11-летнего) образования. До конца первого квартала нынешнего года каждая из этих школ получит по одному комплекту-стотомнику. Правда, вне действия проекта остались школы-интернаты, детские дома и малокомплектные школы.
Почему в числе государственных приоритетов оказалось детское чтение? Почему заказ Министерства образования выполняло частное издательство? Каковы были критерии отбора произведений для этой серии?
На эти и некоторые другие вопросы ответил министр образования Владимир Филиппов.
В 100-томную “Библиотеку” вошли произведения писателей и поэтов: от фольклора и древнерусской литературы до наших дней, обязательные для изучения в школе и рекомендованные для дополнительного чтения.
Каждый том открывает вступительная статья о жизни и творчестве того или иного писателя, в приложениях к книгам содержится дополнительная информация об авторе и его произведениях.
В отборе произведений для 100-томника участвовали преподаватели-филологи из вузов, школьные методисты и учителя-словесники.
По словам министра, все они, опираясь на свой опыт, стремились найти наиболее оптимальные решения, поскольку идеальных в данном случае нет и быть не может. Представители разных эпох, литературных направлений и стилей, имевшие различные политические взгляды, имеют одну общую черту: все они выдержали испытание Временем и оказались у Вечности в плену.
Однако, по свидетельству В. Филиппова, к создателям серии высказывают претензии как левые, так и правые политики.
Нелегкая борьба развернулась и за право изготовления этого комплекта. Конкурс проводился дважды, из-за чего сроки выпуска тиражей и поставки их в школы были перенесены с конца 2002 г. на первый квартал 2003 г.
В итоге, по словам Ирины Кузнецовой, возглавляющей дирекцию программ “Дети России”, удалось сэкономить почти 20 млн рублей, поскольку поначалу на издание и доставку “Библиотеки” планировалось 170 млн рублей – вместо 154 млн, израсходованных на практике (1 комплект обошелся примерно в 3000 рублей, 1 книга серии – в 30 рублей). Высвободившиеся средства были направлены на закупку оборудования для школ.
Неизбежно возникает вопрос, почему министерство ограничилось поставкой лишь одного 100-томника в школы – ведь учащимся теперь придется делить одну книжку на несколько “душ” или “голов”. Не лучше ли было отказаться от издания книг в добротных твердых переплетах, как это сделано сейчас, в пользу более дешевых, мягких?
По словам министра, вопрос об издании книг «числом поболее, ценою подешевле» конечно же не мог не волновать организаторов проекта. Но мягкие обложки были отринуты сразу же – в таком случае подарок государства школам оказался бы недолговечным. Можно было пойти по другому пути, обеспечив несколькими комплектами лишь какую-то часть основных общеобразовательных школ. Но от этой мысли также отказались: пусть все 9 и 11-летки получат по одному 100-томнику, который будет доступен детям для ознакомления хотя бы в читальных залах. А интерес к новой серии настолько велик, что многие регионы готовы заказать и купить за собственные деньги дополнительные тиражи.
По мнению журналистов, издательство “Дрофа” должно напечатать книги и для свободной продажи. Вот только их цена скорее всего будет процентов на 70 дороже по сравнению с той, по которой они были приобретены государством для школьных библиотек, прежде всего из-за наценок в магазинах.
Не залежатся ли подаренные школам бестселлеры на полках? Для того чтобы этого не произошло, школьные библиотекари должны искать новые формы работы с детьми, а государство со своей стороны поддержит и поощрит энтузиастов.
По убеждению министра, необходимо в ближайшее время разработать целевую программу развития детского чтения – как альтернативу различным бедствиям и недугам нашего времени: наркомании, преступности, бездуховности, подобно эпидемиям, охватившим молодежь.
К сожалению, в обсуждении столь важной проблемы по разным причинам не приняли участие писатели Валентин Распутин, Кир Булычев и Юрий Бондарев, произведения которых вошли в 100-томник и присутствие которых было заявлено в программе пресс-клуба. Некоторые усмотрели в факте их неявки на заседание отрицательное или критическое отношение к выпущенной серии. Будем надеяться, что это не соответствует истине.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"