Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Наши дети устали. Это видно по их глазам, по тому, как они, сидя за партой, на самом деле отсутствуют на уроках. Учителя это знают, но почему-то в большинстве школ ничего не делается для того, чтобы победить эту весеннюю усталость. И почти никто всерьез не задумывается о совершенно особой, “весенней педагогике”, на которую радостно откликается детская душа. Более того, именно на конец третьей четверти приходится самое большое количество самых сложных контрольных. А между тем Типовым положением об общеобразовательном учреждении каждой школе разрешено самой устанавливать формы учебы и отчетности, сроки каникул и объем учебной нагрузки (ст. 40, 41, 42). Следовательно, ничего революционного не совершают те педагоги, которые все-таки стараются строить учебный процесс с учетом закономерностей психофизиологического развития детей. Причем, зная, что эти особенности для каждого возраста свои, пытаются моделировать разные типы учения, с разной структурой учебного времени: для малышей – своя, для подростков – своя, для старших – своя. Но таких школ немного. Поэтому мы снова и снова возвращаемся к этому разговору. Ведь дело-то даже не в том, как и когда устроить детям каникулы, когда назначать контрольные, а в том, чтобы иметь разум и возможность действительно рационально и с любовью организовывать то время, которое дети в школе проводят.

Весна – время года, когда нужно не спешить за программой

Интервью с директором Института возрастной физиологии РАО, доктором биологических наук Марьяной Михайловной БЕЗРУКИХ

– Первый вопрос достаточно традиционный. В чем, на ваш взгляд, причина высокой утомляемости школьников весной?
– Существуют определенные закономерности изменения состояния ребенка в течение года, так называемые годовые закономерности динамики работоспособности. Детская работоспособность очень сильно зависит от смены сезонов – понятно, что зимой человеку, тем более маленькому, гораздо сложнее, чем в светлое, теплое время года. Он бывает меньше на воздухе, маленькое количество фруктов и овощей в рационе вызывает авитаминоз. На это накладывается и целый комплекс школьных факторов. Так сложилось, что именно в это время года, весной, дети изучают наибольший объем учебного материала, испытывают огромные нагрузки, с которыми ослабленный организм не справляется. Нагрузки достигают своего максимума в феврале, когда сил совсем нет. Почему-то учителя стараются завершить основной учебный процесс к марту, в апреле уже начинается бесконечное повторение. Хотя как раз в апреле дети словно оживают от весеннего солнышка, и сил на освоение школьных наук у них гораздо больше, чем в феврале. В течение многих лет врачи и физиологи говорят о том, что учебная нагрузка распределена в течение года чрезвычайно нерационально. И сейчас учителя совершенно официально получили право варьировать интенсивность учебной работы, исходя из состояния конкретного класса. Теперь уже никто не требует, чтобы та или иная тема была обязательно пройдена к определенному сроку.
– Однако же в большинстве школ учебный распорядок и распределение нагрузок существуют в прежних рамках…
– Все понимают, что февраль–март – достаточно сложный период учебного года. Но этого мало. Надо что-то сделать, чтобы эту ситуацию изменить. Самый простой путь, который не требует радикальных реформ внутри школы, никаких приказов из министерства, никаких решений на уровне правительства, – остановиться и оглянуться. Ведь к февралю у каждого ученика накоплен свой учебный багаж, свои учебные проблемы, которые необходимо разрешить сейчас, чтобы не нести этот груз в следующий класс, не увеличивать непонимание. Поэтому самое разумное, что можно сделать, на мой взгляд, – перестать изучать со всем классом новый материал и заняться спокойной индивидуальной работой. Когда не надо ни за кем гнаться – это уже существенная разгрузка для детей. Если бы мы с самого начала, с первого класса, строили учебный процесс таким образом, ликвидировали накопившиеся пробелы в знаниях, ребенок спокойно переходил бы из класса в класс и у него не было бы сильно травмирующего ощущения, что он вообще не понимает, что происходит на уроке, что от него требуется. Тогда и учителю не нужно думать, чем заняться с детьми в апреле–мае, можно снова изучать что-то всем вместе, спокойно завершать год. Но, конечно, такой подход требует от учителя большего напряжения и действия, чем преподавание по стандартному, проверенному многолетним опытом плану.
– Получается, что классическая проблема школьных перегрузок – это проблема только учителя и ребенка? Добрая воля взрослого и некоторые его усилия снимут с ученика тяжкий груз весеннего утомления?
– Конечно. Я хочу еще раз подчеркнуть: ничего особенного делать не нужно, можно обойтись, так сказать, “домашними средствами”, надо только захотеть. Многие учителя знают о том, что сейчас школе разрешено, но осознают ли они по-настоящему, что именно от них зависит та цена здоровья, которую заплатит ребенок за качественное образование?
– В числе мер разгрузки, бесспорно, существенное место занимает правильно организованный график каникул. Какие рекомендации могут дать физиологи школьной администрации?
– Сейчас такое разнообразие графиков каникул, что вряд ли есть смысл в конкретных рецептах. Школе разрешено устанавливать сроки каникул самой. Где-то дети учатся по триместрам, а не по четвертям, есть школы, в которых каникулы бывают через три недели или через полтора месяца. Очень хотелось бы, чтобы школьная администрация разумно использовала это право, основываясь на закономерностях детского развития. Вот первые, осенние каникулы, которые, как правило, бывают через полтора месяца после начала учебы. Начало года – это всегда период адаптации к школе, вне зависимости от того, в каком классе учится ребенок. В первом или пятом классе – это шесть – восемь недель, в других классах меньше. И именно через восемь недель, когда дети только привыкли к школе и готовы по-настоящему учиться, их отпускают отдыхать. Потом они приходят с каникул, и им опять надо адаптироваться к школе, поскольку резко меняется стереотип жизни, а ребенок как раз сильно к этому стереотипу привыкает. Когда жизнь размеренна, когда многое известно заранее, организм расходует сил гораздо меньше. Ребенок устает именно от постоянного напряжения неизвестности.
При составлении графика каникул, я думаю, прежде всего надо руководствоваться целесообразностью. Целесообразны каникулы в середине февраля? Для малышей – безусловно. А для старших больше подойдет некий “разгрузочный режим”, когда вместо традиционных уроков проводятся познавательные экскурсии, “круглые столы”, дискуссии, викторины, дни здоровья, наконец. То есть, с одной стороны, мы не теряем из виду учебную задачу, но с другой – даем детскому организму существенную передышку, изменив вид деятельности. Кроме того, важно помнить, что день наибольшей усталости – четверг, и лучше именно в этот день проводить подобные мероприятия. Тогда дополнительные каникулы не потребуются, тем более что в большинстве случаев школьники и не отдыхают по-настоящему во время каникул, а потом все равно тратят массу времени на школьную адаптацию.
Если жизнь ребенка, режим дня организованы рационально, как это ни банально звучит, организм действительно устает меньше. Чтобы ребенок спокойно работал в течение дня, нужно, чтобы между уроками были нормальные, а не пятиминутные перемены, нужно проводить (особенно с малышами) хотя бы час на воздухе, устраивать так называемые “динамические паузы” посреди учебного дня, между третьим и четвертым уроком. И ничего особенного в этом нет, все это давно рекомендовано и прописано, разработаны методические рекомендации. Не надо изобретать велосипед. Стоит собраться всем педагогам конкретной школы вместе и подумать, как рационально и эффективно можно организовать жизнь детей в течение дня, недели и всего учебного года. Ведь настоящий педагог – это не только человек, понимающий детей. Это профессионал, владеющий прежде всего знаниями по детской психологии и физиологии. И если учителя отнесутся к своему делу действительно профессионально, дети будут не только учеными, но и здоровыми.

Вопросы задавала
Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"