Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Когда ваш класс под огнем контрольных...

Монолог завуча

Контрольные в третьей четверти – самые тяжелые и практически не выявляющие реальной картины учебных успехов детей. Сколько бы им ни было лет – десять, двенадцать, пятнадцать, они утомлены за зиму. Но самые несчастные люди – первоклассники, пишущие именно сейчас самые первые настоящие контрольные. Они еще с трудом различают хорошие и плохие отметки, а уже вынуждены их получать. Все вроде бы понимают эту ситуацию, но что от этого изменяется? Даже в очень хорошей школе завуч просит не подписывать его имени под монологом о контрольных, произнесенным в учительской.

Третья четверть действительно одна из самых тяжелых в году. Методические рекомендации предусматривают определенное количество контрольных работ в год по точным наукам и рекомендуют некоторое количество контрольных работ по гуманитарным предметам. Учебный план предусматривает две контрольные работы в неделю. Вероятно, если сложить рекомендованное количество контрольных работ по всем предметам и поделить на 34 учебные недели, то примерно так и получится. Беда в том, что учебная программа каждого курса предполагает контрольные работы в конце темы, раздела, а по времени – примерно в конце четверти. Особенно много таких работ в конце третьей четверти, когда завершаются многие крупные темы по разным предметам. Кроме того, зимой и учителя, и дети чаще болеют, поэтому график работ сдвигается. Реально ученик пишет не меньше четырех контрольных работ в неделю, то есть при пятидневной рабочей неделе у него почти каждый день – контрольная.
В феврале наша школа проходила аттестацию. Тут уж о соблюдении закона про две контрольные в неделю никто и не вспоминает. Вся процедура тестирования рассчитана на три дня. Получается, что пишут по два теста в день. В одном девятом классе ребята писали два теста подряд даже без перерыва. На одном уроке – по физике, а на следующем – по истории. Вот вам и нагрузки, и стрессы. При этом обычные контрольные тоже не отменяются, потому что у учителя – утвержденная программа, а тесты – это сверх программы. К тому же учитель их сам не проводит, сам не проверяет, результаты узнает спустя длительный период, то есть учесть их, скажем, при выведении четвертных оценок не может.
А оценки просто так не ставятся. По идее за каждую тему у ребенка должна быть оценка, чтобы учитель знал, насколько усвоен раздел. Конечно, если ребенок болел, учитель может предоставить ему на уроке возможность отчитаться за пропущенный материал, но это бывает сложно сделать, потому что в классе проходят уже новую тему. Четвертная оценка выводится не менее чем из трех текущих. В какой инструкции это оговорено, я не помню, но так было всегда. Причем в программе по русскому языку указано, что четвертная оценка выставляется с учетом в первую очередь оценок за письменные работы. Для детей с логопедическими трудностями, для часто болеющих и соответственно пропускающих письменные работы это создает дополнительные проблемы. Ученик старается, хорошо отвечает на уроке, а диктанты пишет плохо, значит, и в четверти у него стоит оценка печальная. А может, ему просто больше времени нужно на усвоение? Он еще не может в пятом классе написать страницу всего с тремя ошибками, а к девятому классу повзрослеет, и все у него получится.
К счастью, все проблемы смягчаются при наличии у педагога здравого смысла и сочувствия к детям. Но в этом случае его позиция становится уязвимой с точки зрения любой проверки. Вот и решает учитель: себя ли подстраховать, все указания точно выполнить, или все же о детях подумать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"