Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Светлана ПОПОВА

Уроки закончились, идите куда хотите

После занятий и кроме занятий детям незачем приходить в школу

Много лет я жила в доме напротив большой школы. Как только начинало темнеть, огромное здание сразу выпадало из живого и теплого ряда окружавших его светящимися окнами домов. Сплошная чернота, пустота, безмолвие – не школа, а словно потерпевший крушение, оставленный людьми корабль.
В любом населенном пункте, будь то мегаполис или маленькое село, взгляд уверенно отметит школу, потому что теперь только школьное здание замирает, чтобы не сказать вымирает, лишь заканчиваются занятия, а по праздникам и выходным дням вообще не оживает.
После уроков и кроме уроков детям незачем туда приходить...
Вот и приходится им болтаться на улице, раз уж школа не становится для них просветительским, культурным центром, куда хочется бежать вечерами, приходить по субботам и воскресеньям, чтобы... чтобы делать что? Да в том-то и дело, что всё! Чтобы жить насыщенно, интересно, испытывать свои способности в самых разных областях знаний и умений, общаться с товарищами, звать с собой родителей, выпускать свою газету, свой журнал.
В далекие послевоенные годы дети стремились в школу от безвыходности. Школа была островком тепла и света в самом прямом смысле, потому что вокруг было темно и холодно.
Выдающийся психолингвист Ревекка Фрумкина рассказывает в своих воспоминаниях “О нас – наискосок”: “Одна смена позволяла нам оставаться после уроков в классе хоть до вечера. Это было очень важно. Во-первых, в школе было тепло, тогда как дома все мы жили с буржуйками и отчаянно мерзли. Во-вторых, большинство жило в тесноте в коммунальных квартирах. И в-третьих, чем бы ни были заняты родители моих подруг по классу, дома их – за редким исключением – не было до позднего вечера. Школа, таким образом, была местом, где мы могли, если того хотели, проводить большую часть дня”.
Сегодняшние родители также заняты до позднего вечера, и дети на долгие часы остаются предоставленными самим себе. Похоже, бессмысленно огромные объемы домашних заданий придуманы именно затем, чтобы приковать ребенка к столу в четырех стенах изолированной, но безлюдной квартиры и не выпустить его на улицу. Но на улицу он все равно пойдет.
Есть ли у ребенка дома компьютер или поблизости от дома интернет-кафе – это уж как повезет, а в школе компьютерные классы гарантированно есть. Но простаивают запертые, пока старшеклассники в подворотне пиво пьют.
В каждом газетном киоске мальчикам и девочкам лезут в глаза неразличимые ни внешне, ни по содержанию, пустые, однообразные глянцевые журнальчики “для юных”. А обсудить настоящие юношеские проблемы не с кем и негде. Можно было бы в своей школе, но она смотрит темными окнами.
Ирина Лукьянова, публицист с большим опытом преподавания, в журнале «Досье на цензуру» гневно осуждает школу за «отпихивание ребенка и выталкивание его на улицу». С ней трудно не согласиться, хотя ее выводы слишком резки: «Школа не играет никакой роли в социализации детей. Школы не могут и не хотят поддерживать внеклассную активность, хотя в условиях большого города только школа и может реально быть местом, куда ребенок сам приходит за дополнительными знаниями. Все кружки, музыкальные школы, дворцы детского творчества, как правило, находятся далеко, а возить чаще всего некому и некогда. В маленьком городе или на селе иной раз и вовсе никакого выбора нет. Во многих странах школа берет на себя социальную функцию организации детей – сюда они приходят, чтобы в обществе друзей заниматься чем-то нужным и приятным, здесь дают концерты, здесь играет школьный театр, здесь состязаются спортивные команды. В наших школах ребенку нечего делать после уроков».
Разве трудно сделать так, чтобы школа вновь ожила, стала притягательным местом, куда ребенка манили бы свет и тепло общения?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"