Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

А диктофон я включить забыла...

Я мечтаю стать журналистом. Пришла в районную газету. Рассказала, как сильно я хочу писать и что готова выполнить любое задание. Мне сказали: срочно нужен материал о секонд-хенде. На следующее же утро, окрыленная и взволнованная, я взялась за дело. Правда, куда идти и что делать, я себе плохо представляла. Опрос дворовых бабушек ничем не увенчался. Зато одна очень даже прилично одетая женщина согласилась проводить меня прямо до дверей загадочного магазина.
Заходить в подвал мне очень не хотелось. Но набралась храбрости, поймала какую-то тетеньку-консультанта, сказала, что я из газеты, хочу сделать про их магазин материал и прошу со мной побеседовать. Мы проговорили целый час. А перед самым уходом я обнаружила, что на кнопку “play” в диктофоне я нажала, а вот на “rec” забыла!
В слезах вернулась домой. Но сдаваться не собиралась. Опять отправилась на задание. На этот раз я все время проверяла, работает ли диктофон.
Потом я написала статью и побежала в газету. Редактор сказал, что материал получился хороший и интересный и что в ближайшем номере его опубликуют.
Этого счастливого момента я терпеливо ждала месяца два. Но статья все не выходила. Я подумала, что у меня совсем нет никакого таланта, и решила больше не появляться в редакции. А статью мою через полгода все же напечатали.

Анна Таривердиева, 16 лет

Светлана ПОПОВА

Такие же, как взрослые. Только интереснее

Завершается II Всероссийский конкурс школьной прессы

Когда Департамент образования города Москвы и журнал “Лицейское и гимназическое образование” задумали и осуществили в прошлом году I конкурс школьной прессы “Больше изданий хороших и разных”, предполагалось, конечно, что в России существует некое количество школ, выпускающих собственные ежемесячные газеты или журналы. Но никто не ожидал, что участников окажется так много. На первый конкурс было прислано 118 школьных изданий из городов России и стран ближнего зарубежья. В этом году конкурсантов стало вдвое больше.

Ошибочно думать, что сегодняшняя школьная пресса похожа на стенгазеты пионерских времен. Современные компьютерные технологии позволяют выпускать в школах серьезные газеты и журналы. Такие же, как взрослые. Только интереснее. Перед школьной газетой не стоит задача увеличения тиражей, а редакторы и корреспонденты не думают о гонорарах и наградах. Они просто работают на всю катушку в радость и удовольствие.
Раньше обидно было: вот замечательная школьная газета, а замкнута в рамках одного учреждения. Но теперь есть специальный конкурс, и он позволил детскому печатному изданию раздвинуть рамки школы, выйти в мир большой журналистики. И не важно, станут ли ребята в будущем поэтами, литераторами, журналистами. Уже сегодня они самые активные, неравнодушные люди в школе. Умеющие работать с информацией, способные грамотно изложить свои мысли.
К конкурсу допускаются ученические и педагогические коллективы школ, лицеев, гимназий и колледжей. К рассмотрению принимаются печатные издания полиграфического исполнения, попадающие под категорию “массовое издание” и существующие не менее одного года. Обязательное условие – периодичность и регулярность представленных газет, журналов и альманахов. Можно прислать также школьные хроники, выпускные альбомы, дневники, зачетные книжки, оригинальные классные журналы, образцы расписания занятий, ежедневники школьника, проспекты, буклеты, календари, листовки, плакаты. Совсем простенькие газетки и цветные, сброшюрованные по всем правилам издания. Вы думаете, собственной газетой могут похвастаться одни столичные школы? А вот и нет! География конкурса – от Камчатки и Сахалина до Мурманска и Санкт-Петербурга. Школьные издания прислали из Бурятии, Карелии, Коми, Сахи, Хакасии, Алтайского края. Из Оренбургской, Орловской, Пензенской, Мурманской областей. Из Ростова-на-Дону, Омска, Смоленска, Калуги, Томска, Тулы, Хабаровска, Ярославля и многих других городов. Впечатляет?
У некоторых школьных изданий, правда, напрочь отсутствуют выходные данные: ни тиража, ни года основания, ни периодичности. Как, например, у альманаха “Вдохновение” Амчинской педгимназии Республики Саха, журнала “Зверобой” Тольяттинской академии управления, альманаха “Дебют” школы № 96 города Красноярска, литальманаха “Индрик” школы № 25 из Самары. Ну и что? Истинно народная пресса! Выходит когда нужно и сколько хочешь!
А вот редколлегия альманаха “Гусиное перо” Московской экономической школы гордится своей обязательностью: периодичность – один раз в год. На I конкурсе школьных изданий он получил специальный приз от журнала “Лицейское и гимназическое образование” за всестороннюю издательскую деятельность.
Чем же занимаются дети в школьной журналистике? Гаяне Чарчиян (8 класс) рассказывает в “Гусином пере” в разделе “Жирафландия” о жирафе по имени Грейт Серебряный Дождь, который скрывал смущение за хвастовством. А Мария Клинчева (9 класс) – об игрушечных жирафах “Миша + Маша”: они боялись, что их в магазине купят разные люди и разлучат. Секрет происхождения слова “жираф” раскрывает Иван Мартынов (9 класс): зверь предотвратил жару и засуху, вытянув шею и прикрыв облаками солнце. За что был прозван жарозавром, а потом в написание слова просто вкралась ошибка.
Такие работы в “Гусином пере” – только разминка. Раздел “Плоды просвещения” уже о серьезном: отзывы о прочитанном, рефераты, изложения. Темы не хилые – “Что есть истина?”, “Время, что оно значит для меня?”
Монографию об Альфреде Сислее на французском языке составил Михаил Котлов (8 класс). Алексей Вязовов (11 класс) посвятил свою статью музыке: “Там нет насилия и мрака”. Совсем коротко написал о любви Александр Бессонов (5 класс): “Кто говорит, что ящерица противная, тот ничего о ней не знает!”
В общем, борьба за три призовых места предстоит нешуточная. Конкурсантам обещаны еще и призы в отдельных номинациях: за лучший издательский проект, лучшее освещение жизни школы, за эксклюзивность жанра, издательскую корректность, за самое оригинальное издание, самое нескучное. Знайте, перечислено не все. Специально. Чтобы было чему обрадоваться.
Е.Бунимович, поэт, депутат Московской городской думы и член жюри конкурса, признался:
– Мне кажется, самое главное в школьном издании то, что оно делается. Что собираются вместе такие талантливые, свободные дети. Что они хотят выразить себя, что-то сделать.
– Не боятся публиковать свое – иное, отличное от привычного и общепринятого мнение. Пишут об уроках, на которые не хочется идти, составляют рейтинги прогулов, – добавила Татьяна Михайлова, главный редактор журнала “Лицейское и гимназическое образование”. – Вот почему в этом году мы ввели новую номинацию – “Экстрим”. И сразу получили статью, где описывают встречу населения с представителями Управления образования, – очень едкую.
Второй конкурс преподнес нам и другие неожиданные открытия. Но пока не закончился, мы ничего не расскажем, это секрет!
Тележурналист В.Кара-Мурза считает, что школьная пресса – единственная в России пресса, которая не подвергается цензуре. «Я понимаю, – сказал он, – какую непростую дорогу выбрали себе ребята. Но согласен с Мейерхольдом – “театр спасут дилетанты”».
Чтобы поступить на журфак, абитуриент должен представить подборку своих статей. Да вот беда, публикации в школьных изданиях не рассматриваются приемной комиссией. В итоге школьники вынуждены работать не в школьной газете, а в другой, официальной. Разве не ерунда получается?!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"