Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
ПО ТУ И ЭТУ СТОРОНУ ЛЕТ 

Алена НОВГОРОДОВА
г.Вологда

Старая анкета из застойных времен

Интересно, а как мы с вами будем реагировать на то, что ответили старшеклассники двадцать лет назад и их ровесники – сегодня?

В руках у меня папка с пожелтевшими анкетами – 1983 год, 10 класс. Это я и мои одноклассники отвечали на вопросы типа: “Что значит для вас быть хорошим человеком?” или “Верите ли вы в коммунизм?” (в то время подобные анкеты были в моде).
Я совсем забыла про эту анкету, а когда недавно, роясь в старых бумагах, обнаружила ее, то испытала разные чувства. Грусть – оттого, что это было так давно, смущение – когда читала некоторые свои ответы, и ностальгию по ушедшей юности. Вот один из моих ответов: “Если мы все будем бороться, то коммунизм непременно будет, ведь не зря же столько людей отдали за него жизни!” Что и говорить, я была политически грамотным ребенком.
Я подумала: а что, если провести небольшое исследование и попросить нынешних одиннадцатиклассников ответить на эти вопросы? Рассказала ученикам, зачем мне это нужно, показала старую анкету и попросила по возможности искренно ответить на эти вопросы.
И вот передо мной двадцать шесть тетрадных листов. Начинаю сопоставлять их с ответами двадцатилетней давности.

Вопрос первый: “Чем вспомнишь ты школу и вспомнишь ли?” Ответы давних выпускников были намного более пространными, но вспоминать предполагалось в основном внешкольные мероприятия: колхоз, трудовой лагерь, переменки и списывания. В 83-м году только двое написали, что вспомнят учителей. В современных же анкетах уже 9 человек отмечают, что вспомнят учителей, и даже в трех (!) случаях – “любимых учителей”.
Дальше шел вопрос об отношении к классу. 50% моих учеников считают, что их класс – “не очень”, тогда как только 5 человек моих одноклассников (20%) считали, что с классом им не повезло.

Интересно было сопоставить ответы на вопрос: “Твое отношение к себе?” Из современных детей только трое недовольны собой определенно. Три человека оценивают себя абсолютно положительно, остальные же только время от времени бывают недовольны собой.
Теперь ответы “старичков”. 19 человек (!) относятся к себе крайне отрицательно (или говорят, что так относятся). Сплошь и рядом: “Ненавижу себя, не люблю”. Или: “Если человек себя не критикует, у него вырабатывается внутренняя самоуспокоенность, и это очень опасно”. Два человека себя любят. Остальные к своим недостаткам относятся легко: “Мне не хватает того-то и того-то”.

“Твоя отличительная черта?” Из современных подростков трое отмечают некую отрицательную черту. Шестеро – чувство юмора. Семь человек – “не пью, не курю”. Один – “такой, как все”. Еще один – “не такой, как все”. Двое оказались “мечтательными”. Остальные не ответили.
Двадцать же лет назад: принципиальность – четыре человека; двое – цельность, уравновешенность; шестеро – непостоянство, взбалмошность, дурачество; один человек – чувство юмора; один – “не пью, не курю” (но это считалось тогда шуткой: таких, кто пил бы и курил, в нашем классе не было).

“Цель в жизни?” На первое место современные подростки ставят любимую работу. На втором месте – семья, любимый человек. Четыре человека – приносить пользу людям. Двое – заработать много денег. Трое хотят стать личностью.
Можно догадаться, что ответы в старой анкете будут отличаться: семнадцать из класса (двое не отвечали) имеют своей целью приносить пользу обществу. Есть даже такая формулировка: “оставить свой след на земле”. Один желает жениться по любви (надо сказать, что в будущем он и женился по любви, даже три раза). У шестерых цель неопределенная или ищется.

“Во что ты веришь?” Восемь нынешних старшеклассников верят в Бога, двенадцать – в любовь и дружбу, шесть – в судьбу.
Из ответов моих одноклассников видим, что почти столько же – двенадцать – верят в любовь и дружбу, семь – в судьбу, шесть – в чудеса и приметы, четыре – в себя, один – в коммунизм и трое затрудняются ответить.

“Если бы к тебе явился волшебник и предложил выполнить три желания, то что бы ты попросил у него?” Выпускники 83-го года: у пяти человек желания были только для себя, а у остальных на первом месте – чтоб не было войны, а на втором – личное счастье.
А теперь – внимание! – ответы современных подростков: пять человек загадывают желания только для себя; остальные, не сговариваясь, желают “мира во всем мире, любви для себя и здоровья и счастья для близких и родных”. Вот так! Не так уж они и эгоистичны, наши детки.

“Счастлив ли ты?” Двадцать нынешних отвечают, что в принципе счастливы. Из них двенадцать человек – очень, а шестеро причисляют себя к несчастливым, но ситуативно: “сейчас нет, но...”.
Ответы прошлых выпускников: шестнадцать человек счастливы полностью или по конкретному поводу (например: “Счастлив, что живу в СССР”); четверо несчастливы от отсутствия любви; пять человек несчастливы без указания причины.
Выходит, что доля “счастливых” среди современных старшеклассников несколько увеличилась.

“Ты выиграл 10 тысяч рублей. Как ты ими распорядишься?” Двенадцать моих одноклассников отправились бы путешествовать. Среди современных детей количество “путешественников” сильно уменьшилось – только три человека предпочли потратить деньги таким образом.
Из прошлых ответов: трое купили бы машину, четверо положили бы на сберкнижку, трое – “никогда бы не выиграли”, и восемь человек упоминают в своих ответах благотворительность. Из современных детей только двое потратили бы деньги таким образом, четверо отдали бы родителям или бабушке, трое начали бы свое дело, восемь человек отложили бы “на черный день”, и шестеро затруднились ответить(!).
“Можешь ли ты пожертвовать собой?” Обе сравниваемые группы единодушно ответили: да, ради великой цели или родных и любимых.

Так же единодушно ответили подростки и на вопрос: “Какие черты больше всего тебя отталкивают в людях?” Список отрицательных качеств почти идентичен (в порядке убывания): ложь, предательство, высокомерие, эгоизм. Так же часто отмечаются трусость, хамство и грубость.

“Есть ли у вас кумир или идеал?” Со временем количество кумиров или идеалов уменьшается. Из выпускников прошлого века у двенадцати есть таковые: у троих – мама, у четверых – литературный герой, у одного – девушка, у четверых – обобщенный идеал.
Из современных подростков только у семерых есть идеалы: у двоих – папа, у одного – Че Гевара, у четверых – просто есть, а трое отмечают, что идеалом для них они сами же и являются (!).

“Хотели бы вы отправиться в прошлое и куда?” У моих одноклассников чаще всего возникали желания отправиться в военное или революционное прошлое и даже предотвратить какое-то страшное событие путем активного вмешательства в историю.
А вот из современных детей несколько хотели бы отправиться в недалекое прошлое и “пожить при социализме, где, по рассказам взрослых, лучше, чем сейчас”. Один хотел бы попасть во времена Иисуса Христа, трое – на сотворение мира, один – в первобытно-общинный строй, семь человек (!) не желают воспользоваться возможностью путешествия во времени, остальные – в ближайшее прошлое, свое или своих родителей.

Конечно, мое небольшое исследование не претендует на научность, и все эти данные верны только для конкретного класса. На те же вопросы другие ученики в других школах и других городах ответят, разумеется, иначе. Например, эту же анкету я проводила в нашей же школе, но в другом, отобранном, так называемом гуманитарном классе.
Здесь 90% учеников положительно оценивают свой класс, и уже не 30, а 70% вспомнят после школы своих учителей добрым словом. Велик общий процент альтруистических желаний. На вопрос о деньгах большее количество учеников вспоминают о бедных и обездоленных. Очень много счастливых – почти 70%. Кроме того, большинство отвечавших относятся к себе положительно.

На основании этих двух опросов я сделала для себя следующие выводы: молодые верят в лучшее будущее, в верную и вечную любовь и готовы многим пожертвовать ради этого. Хорошо относятся к себе и имеют цель в жизни. Думают не только о своем счастье, но и о процветании всего человечества. Более прагматичны, чем были мы, и менее политизированы. Все это меня радует и дает основание с оптимизмом смотреть в будущее.

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"