Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что необходимо менять содержание школьного образования, переходить от зубрежки устарелой информации к деятельностным и личностным формам работы. Только как это сделать?
Метод проектов после почти столетнего забвения вновь стал пользоваться популярностью у педагогов разных стран именно потому, что, с одной стороны, позволяет в корне изменить положение ребенка в школе (сделать его субъектом, главным действующим лицом, в некотором смысле режиссером образовательного процесса), с другой – не ломает до поры до времени сложившейся классно-урочной системы.
Школы Франции, Германии, Америки включаются в проектную работу, в том числе международную. И Россия здесь далеко не на последнем месте.
К тому же перед нами редкий случай счастливого соединения инициативы на местах и начальственной заинтересованности: проектная деятельность включена в учебный план, финансируется работа группы исследователей, выпускается методическая литература, есть курсы при институтах усовершенствования учителей.
Казалось бы, проектируй и радуйся! Но все время ловишь себя на мысли о совершенном несоответствии работы с проектами (всегда индивидуальными, нестандартными, не поддающимися формальному оцениванию) стремлению государства подвести школу под общий стандарт. При этом стандарты и ЕГЭ внедряются в жизнь гораздо более активно – на это тратится много денег и сил.
А проектированием тихо занимаются энтузиасты, стараясь не думать о пятерках–тройках, тестах и программном минимуме.

Ирина БЕРЕГОВАЯ,
учитель информатики
Сахалин

Арбитр, эксперт, консультант

Эксперимент, в котором учитель обретает новую профессию

В современном мире одно из требований, предъявляемых к специалисту, – умение не просто высказать идею, способ решения проблемы, а подготовить детально проработанный план, проект, оценить его конкурентоспособность. Появится ли у человека такое умение, если не развивать его с детства?
В нашей гуманитарной гимназии имени Пушкина (Сахалин) мы разработали положение об исследовательской деятельности учащихся и педагогов, где определено несколько видов проектов:
– исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;
– творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
– информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;
– социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Проекты в учебном предмете стали формой подведения итогов после изучения каждой темы, возможностью для ребят применить полученные знания. А для меня, как для учителя информатики, это прежде всего возможность изменить свое положение в классе. Из строгого экзаменатора я превращаюсь в консультанта, арбитра в улаживании внутригрупповых конфликтов, в эксперта, аналитика.
Конечно, проектная деятельность не укладывается в рамки урока, где ей отведено 20% учебного времени. Но ребята охотно тратят на интересующие их проекты свободное время, тем более что это всегда значимо для класса, для всей школы. Мы оформляли веб-страницу гимназии, результаты всевозможных социологических исследований, выпустили буклеты отделений и всей школы, создали макет дизайна гимназического журнала.
Класс делится на группы по 2–4 человека, и каждая группа выбирает актуальную для себя или для других проблему, которую можно решить с помощью знаний, полученных на уроках. Ребята распределяют роли, готовят работу, затем сами анализируют полученный результат и собственные действия в группе, оформляя эти рассуждения в виде отдельного текста. На заключительных уроках мы обсуждаем критерии оценивания, проводим защиту и экспертизу проектов. Всеобщим тайным голосованием определяется рейтинг всех работ. Критерии бывают примерно такие: практичность работы, понятность, полнота использования возможностей той или иной компьютерной программы, творческий подход, форма защиты.
Мои ученики говорят, что именно проектирование позволяет им научиться работать самостоятельно, выбирать оптимальные способы работы, критически оценивать собственную деятельность, сотрудничать с одноклассниками и педагогом. Поскольку состав групп каждый раз меняется в зависимости от конкретной задачи, интересов учеников, у ребят формируется определенная гибкость мышления и поведения, что не требуется на обычных уроках.
В конце года мы провели заключительный проект: исследование среди учеников по результатам проектной деятельности (анкетирование, обработка и анализ результатов). Гимназия наша гуманитарная, ребята редко выбирают для дальнейшего образования технические специальности, где можно применить компьютерные знания, но теперь прямо в школе они могут увидеть плоды своих усилий, оценить возможности и перспективы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"