Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что необходимо менять содержание школьного образования, переходить от зубрежки устарелой информации к деятельностным и личностным формам работы. Только как это сделать?
Метод проектов после почти столетнего забвения вновь стал пользоваться популярностью у педагогов разных стран именно потому, что, с одной стороны, позволяет в корне изменить положение ребенка в школе (сделать его субъектом, главным действующим лицом, в некотором смысле режиссером образовательного процесса), с другой – не ломает до поры до времени сложившейся классно-урочной системы.
Школы Франции, Германии, Америки включаются в проектную работу, в том числе международную. И Россия здесь далеко не на последнем месте.
К тому же перед нами редкий случай счастливого соединения инициативы на местах и начальственной заинтересованности: проектная деятельность включена в учебный план, финансируется работа группы исследователей, выпускается методическая литература, есть курсы при институтах усовершенствования учителей.
Казалось бы, проектируй и радуйся! Но все время ловишь себя на мысли о совершенном несоответствии работы с проектами (всегда индивидуальными, нестандартными, не поддающимися формальному оцениванию) стремлению государства подвести школу под общий стандарт. При этом стандарты и ЕГЭ внедряются в жизнь гораздо более активно – на это тратится много денег и сил.
А проектированием тихо занимаются энтузиасты, стараясь не думать о пятерках–тройках, тестах и программном минимуме.

Ольга ЛОГИНОВА – проректор Московского института
открытого образования, кандидат педагогических
наук, эксперт экспертно-аналитического центра
по проблемам модернизации образования
Министерства образования России

Проекты лучше обычных уроков, но...

Как найти такие технологические решения, чтобы их можно было использовать в массовой практике?

  • Базисным учебным планом (БУП-3) уже три года предусмотрена проектная деятельность. По иностранному и русскому языкам, по естествознанию – в общей сложности в количестве 57 часов в год.

  • Учитель имеет право около 15% учебного времени на своих уроках посвятить проектной работе. Для этого не требуется ни особых разрешений, ни записей в учебном плане школы.

  • Если проекты становятся межпредметными и руководят ими разные учителя, то школьная администрация имеет право внести в учебный план школы специальную строку: проектная деятельность.

  • Время на проектную деятельность выделяется за счет часов школьного компонента и оплачивается из местного бюджета. У заинтересованных администраторов деньги на оплату проектной работы находятся.

  • С вопросами и за помощью можно обращаться в институты усовершенствования учителей, где работают группы по освоению методики проектной деятельности, к материалам Интернета и прессы, например, сайт www.schools.keldysh.ru

Новые образовательные задачи

Сегодня появились такие образовательные задачи, которые на обычном уроке решить трудно. Например, совместная деятельность детей, работа в команде на общий результат – такое умение востребовано жизнью.
В проектной работе ученика гораздо легче отработать ключевые интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки, презентации информации, планирования работы, оценочных суждений. При работе над проектом эти компетенции развиваются естественно. А в традиционном уроке – искусственно.
Проектная деятельность как нельзя лучше подходит и к тому, чтобы учить школьников делать задание к сроку. Потому что завтра будет конференция, гости, и твоя работа нужна именно завтра. И это не произвол учителя – так жизнь устроена. А это полезно запомнить и самым творческим натурам.

Замысел – реализация – продукт

Сам по себе проект, как говорят специалисты, это такая триада: замысел – реализация – продукт.
Мы считаем, что проектной деятельностью нужно дополнить учебный процесс, чтобы она была у ученика не вместо уроков, а вместе с уроками. Мы смотрим, какое время можно выделить на нее в учебном плане, как оформить запись занятия, чтобы учителю за эту работу заплатили.
На разных ступенях нужны различные проекты обучения. Хотя бы потому, что в начальной и старшей школе учебная деятельность является для ребенка ведущей и не требует дополнительной мотивации, а на средней ступеньке это не так.

Использовать сильные стороны методики

Мы никогда не подберем такую совокупность проектов, которые полностью заменят уроки. Метод проектов сам по себе трудоемкий. Но учителя могут выделить и использовать сильные стороны урока и сильные стороны проекта.
Проект в основной школе должен поддерживать подростка в стремлении к самореализации, а кроме того служить мотивацией к изучению нормативной базы. Например, он делает книгу, а ему компьютер подчеркивает текст красненьким цветом. Приходится, естественно, возвращаться к правилам грамматики и орфографии, которые ему давали на уроках русского языка. Поэтому в основной школе особенно важно правильно подбирать содержание проекта.
Например, в школе Ефима Лазаревича Рачевского обучение ведется погружениями, и один день в неделю отводится на самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную, в библиотеке, медиатеке. Первое полугодие ребята работают над проектами гуманитарного цикла, а второе полугодие – естественно-научного. Это может быть проект по одному предмету, по ряду предметов, но они работают на вполне определенный кусок содержания образования, на вполне определенные знания.
Учителям сначала было трудно и непонятно, зачем все это надо, а потом, когда поняли, то довольно много из обычного информационного потока перенесли в такую самостоятельную работу. И, как выяснилось, не зря. Оказалось, что и в голове у ребят больше остается, и понимается предметный материал гораздо лучше.

Оценивание

Это отдельная и большая проблема. Наиболее адекватный способ – «портфель достижений». Но ведь важно при этом и про «жи-ши» не забыть...

Подростку нужен успех

Проекты и проектная деятельность в подростковом возрасте – одно из основных направлений прорыва, и искать надо там. А еще подростку нужен успех. Для этого тоже есть вполне апробированные приемы и средства. Соединим их – и, может быть, решим проблему основной школы.

Начнем с интеграции предметов

В начальной школе можно делать акцент на общие компетенции, планирование, освоение способов познавательной деятельности, организацию работы. Проект не обязательно должен быть исследовательским. Но в ходе любого проекта в начальной школе отрабатываются необходимые исследовательские навыки. Например, работа с информацией. Чтобы при возникновении проблемы ученик мог записать, что он знает, чего ему не хватает, поискать консультантов, посоветоваться с ними и принять решение.
В начальной школе проект может брать на себя функции интеграции предметов. Можно искать и находить такие темы проектной деятельности, как, например, «Моя первая записная книжка», когда с первого школьного дня ребенок входит в мир и алфавита, и грамотности, и компьютера.

Чтобы выбрать будущую профессию

В старшей школе проекты могут работать на углубление профильных предметов. Было бы интересно сделать защиту проектной работы по темам, предложенным вузами. Проект с точки зрения профилизации дает ученику возможность попробовать себя в избранной специализации. Не ограничиться ролью ученика, а встать с помощью проектной работы в позицию инициатора. Понять, «свой» ли выбрал вуз, будущую профессию.
Есть и другая сторона проектной деятельности в завершении базового образования: проекты как навыки формулирования тезисов, конспектирования, презентации.
С помощью проектов мы могли бы в старшей школе помогать школьнику двигаться дальше в его базовом образовании.

Интерес ученика или интерес учителя?

Опыт показывает, что замысел детей легко меняется в ходе реализации. Они готовы принять наш, учительский замысел. Потому что на деле им не столько замысел важен, сколько продукт.
Сидят дети 10–11 лет, рисуют книжку. Картинки размещают, текст рисуют в виде линеечек. И... начинают скисать. Потому что вместо линеечек надо писать содержание. Если в этот момент появляется учитель и говорит: «Перестаньте про картинки думать, подумайте лучше над содержанием» – все, он становится врагом номер один. Потому что ребенку часто не важен замысел, но всегда важен продукт – ему книжка нужна. Другое дело, когда взрослый подходит и говорит – блеск! Давай сюда напишем вот это, а туда то. Замысел поменялся. Задумывали книжку про кино, а сделали про историю. И по ходу дела многое прочитали и поняли.
Но может быть и другая ситуация, в которой учителю важно задать параметры конечного продукта: реферат по истории на конкретную тему, макет АЭС по физике.
Замысел и реализация в учебном проекте – вещи подвижные. Будет ли замысел проектной работы исходить от учителя или ученика – не суть важно. Важно, чтобы ребенок этот замысел принял как свой собственный, а в результате был создан продукт, которым можно и похвастаться.

Педагогический арсенал для всех

Когда я читаю и слышу, что проекты учеников в школе делятся на материальные, экологические и так далее, мне скучно, потому что эти классификации ничего не дают. Настала пора собрать вместе теоретиков и практиков проектной деятельности и договориться, каким может быть проект в обязательной учебной деятельности школьников, каким – в факультативной.
Мне хотелось бы, чтобы у всех школ – и у тех, у кого нет сил на инновации – были в педагогическом арсенале и общие принципы проектной работы, и образцы, и списки тем проектных работ с их описанием. Часть школ на первых порах этим и ограничатся, но для творческих учителей такие описания могут послужить толчком к собственной мысли.
И еще, примеры проектных работ должны быть технологизированы, чтобы любой учитель мог легко их повторить. Поэтому сейчас мы просим экспериментальные школы дать нам как можно более полные описания тех проектов, которые они реализуют: какие ставились цели, как вычленялись проблемы, какие области проект охватывает, какие задачи позволяет решать проект, как шла организация работ, как проводилась оценка, какую литературу рекомендуют учителю, где слабые места, риски, провалы. Может, тогда проектная работа перестанет быть уделом одиночек и сделается наравне с уроком формой работы массовой школы?

Право на выбор

При всем моем уважении к учителю я понимаю, что он не обязан быть творцом, выдумщиком. Вот скорректировать материал, форму работы под своих детей он обязан. Он имеет право отобрать из теоретических и практических материалов, которые ему предоставляют разработчики, то, что ему полезно, важно для его детей.
Если мы убеждены, что каждый ребенок должен овладевать проектной деятельностью, то организацией этой деятельности должен овладевать каждый учитель. И ему надо в этом помогать.
Пока в массовой школе мы не умеем наладить проектную работу, а эксперимент по модернизации образования эту цель преследует.
Можно ли найти такие технологические решения и так их отработать в ходе эксперимента, чтобы они были переносимы в массовую практику? То, что учителя в известных всем школах научились вести проектную деятельность учеников, просто замечательно. Но очень хочется, чтобы не были обделены и остальные.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"