Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

ВО СКОЛЬКО ОБХОДИТСЯ МЕСТО ЗА ПАРТОЙ?
В среднем каждый российский школьник стоил бюджету в 2000 году – 4636, а в 2001 году – 7242 рубля. Минимальная сумма содержания в школе составляла в России в 2000 году 1586 рублей, а в 2001 году – 2488 рублей. Максимальная сумма – от 18591 рубля.

С КАБИНЕТОМ ИНФОРМАТИКИ, НО БЕЗ ОТОПЛЕНИЯ
По данным на 2002 год, только 89 процентов городских школ и 35 процентов сельских имели все виды благоустройства. 37 процентов сельских школ могут похвастаться кабинетами информатики. 60 процентов школ на селе оборудованы физкультурными залами. 71 процент сельских школ имеют столовые и буфеты.

Среди учебных заведений, принявших участие в эксперименте по реструктуризации сети сельских школ, есть самые неожиданные примеры. Так, Грузенская средняя школа Красноярского края имеет кабинет информатики на 13 мест, но не имеет канализации. Казанцевская средняя школа, расположенная там же, имеет кабинет информатики, но не имеет отопления.
Светлана КИРИЛЛОВА

Шесть рискованных шагов к новым возможностям

Как будет внедряться профильное обучение в сельских школах?

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования старшие классы российской школы должны стать профильными. С профильными школами россияне знакомы давно: это лицеи, гимназии, учебные заведения с углубленной программой.
Одним словом, элитарные учебные заведения. Однако сегодня из всех школ России около 69 процентов – сельские. Поэтому многих россиян волнует вопрос: что в ближайшие годы произойдет с маленькими школами в глубинке? Как они станут профильными и станут ли?
– Нужно или не нужно вводить профильное обучение – это вопрос решенный, – заявил перед журналистами министр образования Владимир Филиппов. – Наша задача – дать детям качественное образование и за счет профильности изжить репетиторство.
Сейчас 95–96 процентов школьников идут в старшие классы с мотивом подготовки в вуз.
При этом 40 процентов старшеклассников намерены идти в вузы гуманитарного профиля, 29 процентов – в вузы инженерного профиля.
Содержание углубленных курсов, которые будут предложены школьникам в старших профильных классах, не вызывает нареканий ни у экспертов, ни у представителей общественности. Доказательством тому служит серия общественных обсуждений проекта новых стандартов при Российском общественном совете по реформе образования (РОСРО). Как на самых бурных обсуждениях стандарта (по литературе и математике), так и на самом мирном (по информатике) эксперты от общественности спорили главным образом о содержании базового стандарта, предназначенного для 9-летней школы. Содержание профильного стандарта, то есть углубленных программ по тем или иным предметам для старших классов, почти не пробуждало у участников дискуссии желания ломать стулья. С ним были по большей части согласны.
Однако внедрение профильного обучения в школах – вопрос многих лет. Препятствия создает не только низкая зарплата учителей и трудности с их переобучением. Институты повышения квалификации уже высказали готовность переобучать педагогов, которые будут работать со старшеклассниками по углубленным программам. Учителя высказали желание пройти обучение за свой счет.
Эксперты называют шесть возможных рисков.
Первый риск.
Как быть со старыми профильными школами – там, где углубленное преподавание предмета идет со второго класса? Известно, что профилизация коснется только старшей школы.
Второй риск. Как отбирать детей в профильные школы? Как обеспечить справедливый конкурс в 9 классы школ, готовящих по престижному профилю (например, языковому)? Нужен ли при этом некий «малый ЕГЭ», или отбор будет проводиться в соответствии с портфолио – достижениями ученика?
Третий риск. Смогут ли стать профильными сельские школы?
Четвертый риск. Что делать, если ученик выбрал в старших классах школы один профиль, а в вуз решил поступать по другому? За чей счет в выпускном классе ему придется «добирать» необходимые для поступления в вуз предметы? Будет ли он сам платить за ошибку и заниматься с репетитором за свой счет или школа должна будет предоставить ему нужные курсы бесплатно?
Пятый риск. Чем компенсировать утрату в естественно-научных профильных классах истории и литературы, а в гуманитарных – математики?
Шестой риск. Как и где обучать учителей, которые должны преподавать в профильных классах?
– Я не знаю, когда все школы РФ перейдут на профильное обучение, – заявил перед журналистами первый заместитель министра образования Виктор Болотов. – Если в школе учатся 50 человек – вводить в ней профили бессмысленно. Но реализовать профильное обучение с помощью заочного обучения – это возможно. Мы имеем договоренность с всероссийскими заочными школами. Это даст шанс сельским детям хорошо подготовиться к поступлению в вуз.
В 2003 году Министерство образования начинает локальный эксперимент по внедрению предпрофильного обучения в 9 классах около 100 школ в 7–8 российских регионах. Это будут те регионы, где уже проходит широкомасштабный эксперимент по отработке нового содержания образования. Будет взят один крупный город, один небольшой городок, один сельский район. На их примерах и отработаются модели введения профилей в школы.
По мнению реформаторов, в селах и маленьких городках введение профильного обучения будет проходить следующим образом. Руководители должны будут предварительно провести реструктуризацию сельской школы. Дальше – несколько путей. Первый путь – выделить базовую школу, где можно будет ввести преподавание по нескольким профилям. Детей можно будет привозить туда на автобусе, либо учителя будут ездить к ним. Второй путь, который большинству не нравится: создание при крупных сельских школах интернатов. Путь третий: виртуальная централизация. Через Интернет централизуется образовательный ресурс, который потом распределяется по сетям маленьких школ. Во всех крупных базовых сельских школах можно будет вводить углубленное обучение по разным профилям: естественно-математическому, социально-экономическому, филологическому.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"