Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2003

Первая тетрадь. Политика образования


НЕПАРАДНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Учитель в России – профессия женская

По составу учеников школа в России – смешанная. А по составу учителей – женская.
Конечно, 8 Марта не самая удачная дата для такого разговора. Но мы не виноваты, что только в этот день общество вспоминает о проблемах, связанных с разделением полов.
И похоже, правительство делает все возможное, чтобы наших детей в школах обучали и воспитывали исключительно женщины.
И если сторонники и противники раздельного обучения утверждают, что в обучении пол имеет значение, что мальчики и девочки учатся по-разному, то логично предположить, что такое же значение имеет и пол учителя.
Наши дети получают преимущественно женское образование.
Но при чем здесь правительство? – спросит читатель. Жизнь так сложилась, что в школу идут женщины: такая работа непривлекательна для большинства мужчин.
Вот в этом-то все и дело! Непривлекательна.
Лет пятнадцать назад было проведено социологическое исследование, в котором, в частности, был задан вопрос, почему мужчины не хотят идти работать учителями.
Оказалось, что главная причина – рутинный характер этой профессии.
Как правило, мужчин привлекает деятельность, в которой можно себя проявить, где есть место инициативе, творчеству, поиску, переменам.
А в школе какие перемены? Разве что директора снимут или стандарты введут – вот и все перемены. А самая главная новость – зарплату дают!
Вторая причина – непрестижность профессии и низкий уровень внимания власти и общества к учителю и школе.
И конечно, третья причина – низкая зарплата, которая с тех пор стала еще ниже. Тут и говорить нечего, разве что отметить странную логику депутатов Госдумы, которые вначале приняли федеральный бюджет 2003 года, а затем стали требовать от правительства повышения зарплаты учителям чуть ли не вдвое в этом же 2003 году.
А правительство и Дума делают все возможное, чтобы закрепить женский характер школы.
И эту задачу можно считать практически решенной.
Простая вещь: если бы Министерство обороны согласилось на поправку в законе и мужчины-учителя городских школ получили бы отсрочку от призыва в армию, число учителей-мужчин увеличилось бы сразу на 10%.
Но ведь они бы пошли в школу, спасаясь от армии? – спросит читатель.
Но ведь все равно 9 из 10 призывников спасаются от нее, только большинство – нелегально. Так не лучше ли, чтобы это приносило пользу стране и нации?
Второй пример – непоощрение карьеры.
Если в какой-то сфере деятельности нет возможности карьерного роста – мужчин туда не заманишь.
А у учителя какая карьера? Стать директором.
Но и здесь власть постаралась: директор школы сегодня – может быть, самая трагическая фигура. Лишенный поддержки власти, он (или чаще всего она) вынужден обеспечивать выживаемость вверенной ему школы любыми путями.
И причина проста: чтобы выжить, школа должна действовать автономно. А нормативно-правовая база в образовании такова, что автономия школы абсолютно исключена.
Альтернатива проста: либо школа погибнет, либо директор будет нарушать закон.
Как правило, не имея при этом никакой личной выгоды.
Вопрос: кто согласится на такой неблагодарный риск?
Такая жертвенность присуща скорее женщинам, нежели мужчинам.
Рутинность, невысокий социальный статус, низкая зарплата плюс постоянный неоправданный риск – таким образом власть гарантирует полное отсутствие мужчин-учителей в школе.
В образовании только начальники – мужчины...
А так у нас женское образование.
И всю тяжесть трудного и опасного дела – школьного образования – несут на своих плечах женщины.
Спасибо им.
И с праздником.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru