ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Ученик отвечает школе, но...
не успевает у нее ни о чем спросить
Авадутика Анандарама, или Диди, как
ее называют друзья и ученики, родилась в Венгрии,
объездила полмира, сегодня является гражданкой
США, занимается проблемами развития
интеллектуальных способностей детей, работает в
Голландском научно-исследовательском институте,
пишет книги, проводит семинары в разных странах.
Учить жизни, а не школить
Современная система образования прекрасно
справляется с преподаванием истории страны,
биологии лягушек и математических формул. Такие
вопросы и задают на выпускных экзаменах. А ведь
по-настоящему задачей старшей школы должно быть
выстраивание индивидуального образовательного
пути, обучение построению карьеры. Завершение
школы – это своего рода проект, где люди могут
применить то, чему научились за долгие годы, и
продемонстрировать результат, по которому можно
будет судить о степени их развития. К сожалению,
выпускников спрашивают только о датах и цифрах.
Отфильтрованные дети
Когда я сама была старшеклассницей, то
воспринимала одноклассников как соперников.
Школьная система, обрушивая на нас контрольные и
тесты, постоянно нас «фильтровала»: насколько
хорошо ты умеешь читать, плавать, решать задачи.
Оценки становились показателем нашего положения
в классе, возможностью поступить в тот или иной
вуз, в конечном итоге от них начинало зависеть
наше будущее. Отбор зависел и от того, какую
музыку мы слушаем, за какую спортивную команду
болеем, даже от того, за какой партой сидим. Таким
образом, любой представитель человечества – от
гения до идиота, от альтруиста до эгоиста –
находил свое место в школе.
Мы редко общались с людьми вне класса, поэтому
наш опыт общения был достаточно ограничен. Волей
системы мы оказались членами группы и
чувствовали свою связь с этой группой, но не друг
с другом. И вот мы закончили школу и поступили в
колледж.
Просто жить
Именно тогда я поняла, как огромен мир. В колледже
кто-то мне сказал, что оценки не главное. Ты
можешь узнать что-то полезное, даже не открыв
книгу, прогуляв лекцию. Просто живи! Если бы я
знала об этом раньше, я была бы лучше готова к
встрече с многочисленными проблемами общества,
лучше готова к жизни в целом.
Экзамен должен проверять больше, чем просто
факты и формулы. Несомненно, необходимо следить
за развитием фактов, но нельзя забывать следить
за развитием человека.
Проблема в том, что есть обучение в классе и есть
образование, которое ребенок получает за
пределами школы. И нельзя думать, что самое
важное записано в учебнике, а все, что происходит
на улице, не считается.
Конечно, можно многому научиться в классе.
Подготовка к современным экзаменам развивает
память, «учит учиться», то есть находить и
использовать различную информацию. Это умение
может пригодиться и в школе, и в жизни. Но все люди
учатся по-разному: одни быстро схватывают, другим
необходимо больше времени. Есть дети с
совершенно нестандартным мышлением.
Экзаменационная система не учитывает
индивидуальных особенностей. Парадоксально то,
что после школы общество ценит нас именно за наши
отличия друг от друга, но в школе нас всех учат
одному и тому же, стремятся сделать одинаковыми.
Ответил, но не спросил
Я наблюдала за тем, как мои младшие братья
проходили через школьные трудности, и была
свидетелем их удач. Мой средний брат, устав от
забот частных преподавателей, решил сдать
экзамены в государственной школе. В этот момент
он был гораздо младше других выпускников, и
задача оказалась достаточно тяжела для него.
Однако он быстро освоил некоторые хитрости,
научился угадывать верные ответы и прошел через
экзаменационную систему без особой нервотрепки.
Правда, он убедился, что она не имеет никакого
отношения к его жизни и его реальным вопросам,
проблемам. Он хотел говорить о мире, о своем месте
в обществе, но школа не предоставляла ему такой
возможности. Конечно, мы обсуждали это дома, но
его интересовало, что думают сверстники, учителя.
К сожалению, поговорить с ними по-настоящему он
мог только за пределами класса, после звонка.
После уроков все спешили на автобус. Ответив на
все экзаменационные вопросы, мой брат сам не
успел никого ни о чем спросить в школе. Ни о чем
действительно важном для него.
Вы знаете, как работает фондовая
биржа?
Мой самый младший брат учился большую часть
своей жизни в достаточно необычной частной
школе. Да, там его научили читать и считать, но,
кроме того, они с учителем и другими ребятами
успели обсудить все, что происходит в мире. Еще в
младших классах он задавал мне вопросы, над
которыми я сама задумалась только в старшей
школе. Он уже знал, как работает фондовая биржа, и
участвовал в школьной игре в биржу в 6 классе. Это
здорово!
Очевидно, что современный экзамен заставляет
учить. Учить по учебнику. Но детям для счастья и
нормального развития необходимо общение с
самыми разными людьми, участие в самой
разнообразной деятельности. Ученикам должно
быть интересно то, что происходит в школе. Школа
должна включать в себя весь мир и, не
ограничиваясь книгами, учить жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|