Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА 
 

Трудно найти среди выпускников такого, кого не волновал бы армейский вопрос. Они обсуждают его между собой, с родителями. Школа тоже не обходит тему стороной. Как же без «патриотического воспитания», о котором твердят все настойчивее и с все большей экзальтацией?! И правоведение при деле: «Служба в армии – обязательная повинность, предписываемая юношам российским законом». Получается, на уроках граждановедения, ОБЖ, на классных часах педагоги просто обязаны найти время для такого разговора с ребятами.
Только вот с чего начать и о чем, собственно, говорить? С этим вопросом корреспондент «ПС»   обратилась к секретарю Коалиции общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу».

Сергей КРИВЕНКО,
Марина АРОМШТАМ

Кто защитит права призывников?

– Начинать надо с выяснения сути явления: что такое армия и зачем она нужна? Если я задам вопрос: «Как, по-вашему, нужна нашей стране армия?» – вы что ответите?
– Нужна.
– Так же ответили и 80% юношей и девушек, которым этот вопрос задавали во время социологических опросов. Но уже на следующий вопрос: «А для чего она нужна?» – ответить не так-то просто.
– Чтобы защищать государство от внешних врагов.
– Каких, например?
– Ну... от гипотетических...
– Вы не оригинальны. Никто из опрошенных тоже не смог сказать определенно, против каких врагов должна быть готова сразиться наша армия.
– Но предполагается, что их очень много и они повсюду.
– Вот это и надо обсудить с ребятами, зачем в различные эпохи существования нашего государства нужна была армия и какой она должна быть.
– То есть попытаться пофантазировать на тему идеальной армии?
– Да, только довольно быстро выяснится, что для полета фантазии у ребят недостаточно материала. Старые советские мифы о противостоянии держав, о необходимости количественного перевеса оружия и огромной по численности армии уже не срабатывают. Всем давно ясно: не количеством оружия и солдат будет решаться исход современной войны.
– Тогда можно порассуждать о том, как сделать армию боеспособной и отвечающей уровню современных требований.
– И сразу обнаружится, что наша сегодняшняя армия слишком далека от идеальной модели. До мальчишек доходят рассказы о службе – гадкие, страшные. Солдаты из армии бегут, друг в друга стреляют и бегут. Комитеты солдатских матерей завалены жалобами рядовых на офицеров: издеваются, бьют. Высокая смертность, недоедание, постоянные унижения, использование солдат в качестве подневольной рабсилы.
– А по-моему, здесь какая-то нестыковка: с одной стороны, молодежь согласна, что стране необходима сильная армия, с другой – ее пугает информация о безобразиях, творящихся в солдатской среде.
– Конечно, не дело гражданских лиц давать советы профессиональным военным, как усилить боеготовность армии. Но постановка вопроса о принятии законов, направленных на защиту прав военнослужащих и призывников, входит в компетенцию гражданских слоев населения, осознающих необходимость реформирования армии. А принятие таких законов могут отстаивать общественные правозащитные организации.
– Вы считаете, реформирование армии необходимо?
– Так считаю не только я. Общество в целом понимает острую необходимость реформ в армии. В героической летописи нашей армии есть величайшая в истории победа – победа над фашизмом. Мальчишки, отцы которых воевали, дождаться не могли, когда же и им придет время служить. Армия 50–60-х годов была настоящей школой мужества. Служить в такой армии действительно было почетной обязанностью.
К сожалению, сегодняшняя российская армия сильно отличается по духу от той народной, времен Отечественной войны и послевоенной. Это единственный нереформированный государственный институт, сохранившийся практически без изменений с 1939-го и устроенный абсолютно по-советски, по-сталински. Неудивительно, что многие молодые люди не хотят в ней служить.
– Вы считаете, они правы?
– В российской Конституции с 1993 года закреплено право на отказ от воинской службы по убеждениям. И если молодой человек сознательно не хочет проходить военную службу, готов отстаивать свои убеждения, вплоть до судебного разбирательства, то он прав. Но когда он просто не хочет служить, то он не прав. По закону о воинской обязанности каждый гражданин мужского пола, достигший 18 лет, обязан отдать своей стране два года жизни, чтобы получить соответствующую военную подготовку. Но именно позиция «уклонистов» заставляет серьезно задуматься об изменениях в вооруженных силах. И первый шаг сделан: закон об альтернативной службе принят.
– Этого момента ждали все – и призывники, и их родители. Но оказалось, что радоваться нечему. Условия службы альтернативщиков напоминают каторгу.
– Я согласен: закон получился жесткий, репрессивный. Генералы победили, несмотря на все наши усилия. Но как бы пугающе на первый взгляд ни звучал новый закон, тем не менее демократические силы России бой выиграли. Добились отправной точки, с которой теперь будет развиваться реформа армии. А мальчишкам, которым предстоит призыв, нужно знать об альтернативной службе как можно больше и как можно подробнее.
– Чтобы примерить к себе репрессивный закон?
– Чтобы научиться им пользоваться. Поверьте, не так все плачевно. Опять же представители общественных организаций без дела не сидели. Даже за то короткое время, пока закон обсуждался в правительстве и рассматривался в Думе, нам удалось внести в него поправки.
– О которых никто не знает...
– Конечно, существенно изменить закон не удалось. Но кое-чего мы добились. Была изменена исходная формулировка экстерриториального принципа с «исключительной экстерриториальности» на «преимущественную»; снижен, хотя и не до приемлемого уровня (но на целых полгода!), первоначально заложенный в законопроекте срок альтернативной службы; распространено на АГС действие Трудового кодекса РФ (с учетом положений Закона об АГС); утверждено в тексте закона право альтернативщиков на заочное или вечернее обучение; не сняты полностью, но ослаблены ограничения на совмещение АГС с другими видами трудовой деятельности; несколько смягчились формулировки закона, описывающие процедуру предоставления права на АГС (призывная комиссия не «оценивает», а «рассматривает» доводы заявителя и в случае отказа принимает не просто решение, а «мотивированное решение»); появились определенные возможности обжалования решения об отказе: призывнику выдается копия решения комиссии, и если он решил отстоять свое право в суде, то до вынесения судебного решения его призыв на военную службу откладывается; альтернативщиков, даже проходящих службу в качестве гражданского персонала ВС, не будут селить в казармы вместе с солдатами-срочниками; нам удалось не допустить, чтобы вопрос о направлении альтернативщиков на работу в муниципальные организации был закрыт окончательно: он будет регулироваться отдельным федеральным законом, который еще предстоит разработать и принять.
Хорошо знать закон полезно. Можно научиться им пользоваться в своих интересах. Например, парень, желающий проходить альтернативную службу и имеющий опыт работы в какой-то государственной социальной организации, отправляясь на призывную комиссию, должен заручиться специальным запросом из этой организации. И как только призывная комиссия попробует направить его служить в другое место, он тут же сможет обжаловать ее решение через суд.
В организации альтернативной службы есть масса тонкостей: поступающие на альтернативную службу заключают с ведомством, принимающим их на работу, трудовой договор. Заставить подписать договор насильно никто никого не имеет права. Кроме того, в соответствии с договором служащий занят на работах лишь 8 часов. Ему также положены выходные дни и отпуск. Из-за этого и увеличивается срок альтернативной службы.
– И сильно увеличивается!
– Да. Но срок альтернативной службы напрямую связан со сроком службы в армии. Сокращение срока по призыву в армию привело бы к пропорциональному сокращению срока для альтернативщиков.
– Трудно представить молодых людей, решающихся на судебные тяжбы...
– Любой парень, принявший такое решение, может обратиться в общественные организации, они не дадут ему пропасть, помогут отстоять свои права.
– В организации типа вашей?
– И наша, и другие правозащитные организации, и Комитет солдатских матерей готовы ему помочь. Расскажем, как грамотно себя вести, какие документы подготовить, как с судьей разговаривать.
– Какие-то школьные стереотипы. Он – «ребенок», судья – злой «взрослый», который может наказать...
– Судья есть судья. А мальчишка в данном случае не обвиняемый, а истец. И суд не репрессивный орган, а место решения спорных вопросов в правовом государстве. Все это, конечно, непросто. Поэтому перед судебными разбирательствами мальчишки проходят у нас специальные психологические тренинги. Хотя подобными вещами должны заниматься учителя и школьные психологи.
Законы, которые во многом определяют их судьбу, старшеклассники должны знать не понаслышке, а подробно, в деталях. И школьные психологи должны постараться и подготовить мальчишек к возможным судебным разбирательствам.
– А как же патриотическое воспитание?
– Это и есть настоящее патриотическое воспитание – подготовка гражданина к жизни в правовом государстве. Представление о службе по убеждениям полностью вписывается в президентскую концепцию безопасности государства. И еще один очень важный момент. В президентской концепции безопасности государства вовсе не внешняя угроза на первом месте – а проблемы социальные: здоровье населения, беспризорщина, незавидное положение инвалидов и стариков. Молодые ребята, взяв на себя функции социальной заботы о таких людях, смогут скрасить им жизнь. Разве это не служение на благо страны?
– В обывательском представлении ношение оружия ассоциируется с «мужским» делом, с истинным мужеством. А здоровым парням предстоит три года ухаживать за больными и немощными, горшки выносить...
– Сформировать позитивное общественное мнение к альтернативной гражданской службе – забота общественных организаций и педагогов.
В генералитете есть генералы, которые активно пытаются представить альтернативщиков как трусов, ни на что больше не годящихся, только горшки выносить. Я думаю, они лукавят, потому что такая работа требует не меньше, а гораздо больше мужества, чем занятия на стрельбищах. Просто они опасаются, что альтернативная служба повредит престижу армии и сорвет призыв.
– В самом деле?
– Практика свидетельствует совсем о другом. Хотим мы того или нет, Россия испокон веков воинственная страна, и в ней всегда культивировался образ мужчины-воина. Где бы мы ни проводили опросы, на вопрос: «Пошли бы вы служить сегодня в армию?» – 30% мальчиков отвечают утвердительно. Вдумайтесь: 30% мужского населения страны рождаются потенциальными воинами и готовы служить ей всегда, в любой момент, несмотря на состояние армии! Еще 10–15% мальчишек социологи рассматривают как ярко выраженных пацифистов, миротворцев, которым противно думать об оружии.
– А остальные?
– На выбор остальных, я думаю, повлияло качество самой армии и условия службы. Но введение альтернативной службы выбивает почву из-под ног уклонистов. Теперь они не смогут просто «косить»: у них есть выбор.
Разве не к этому мы стремились? Чтобы граждане могли жить в соответствии с законом, закон этот должен учитывать насущные потребности граждан. Тотальному контролю над всем мужским населением страны пришел конец. И слово «патриот» сегодня должно наделяться новым значением. Это человек с правовым самосознанием.

Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание» реализует проект по созданию действующей модели прохождения АГС на базе общественной организации в государственных социальных учреждениях города Москвы.
Юноши, решившие отстаивать свое право на прохождение альтернативной службы, а также их родители получат в центре любую необходимую юридическую и психологическую консультацию.
Сотрудники центра по приглашению школьной администрации проведут беседы и занятия со старшеклассниками, организуют специальные тренинги. Бесплатно.
Контактный телефон: (095) 928-69-67.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru