Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ 
ДЫМ ОТЕЧЕСТВА

Дмитрий ШЕВАРОВ

Они сражались за Родину и малышку Зину

«Дом Павлова – к осени 1942 года единственный уцелевший от бомбежки дом в районе площади им. 9 января. В ночь на 27 сентября 1942-го он был захвачен разведгруппой (3 бойца во главе с сержантом Я.Ф.Павловым), группа удерживала его почти трое суток. Затем прибыло подкрепление под командованием лейтенанта И.Ф.Афанасьева, всего 24 бойца. В течение 58 дней гарнизон дома Павлова отбивал атаки противника, а 24 ноября 1942-го в составе полка перешел в наступление…»
Из энциклопедии «Великая Отечественная война»

В прошлый, 50-летний юбилей Сталинградской битвы я почти случайно встретился в Волгограде с прекрасным человеком, чья судьба должна была бы войти в учебники и энциклопедии. Но, увы, имени Зинаиды Петровны Селезневой (по мужу Андреевой) вы там не найдете. А без него история обороны дома Павлова остается неполной.
Именно в этом, ставшем потом легендарным, доме 11 июля 1942 года родилась девочка Зина. Трудно представить, что испытывали наши бойцы, глядя на оказавшегося на передовой запеленутого в портянку младенца. О чем они думали, заслышав между разрывами снарядов слабый плач Зины?.. Об этом они и после победы никому не рассказывали. Известен лишь сухой итог сражения за тот дом у Волги, до сих пор недоступный пониманию западных историков: горстка не шибко как вооруженных бойцов (один станковый пулемет, три противотанковых ружья, два миномета и семь автоматов) сдерживали натиск пехоты, танков и авиации противника почти два месяца!..
Переправить маму с малышкой за Волгу долго не удавалось, дом находился под круглосуточным плотным огнем. Девочка с мамой и еще несколькими женщинами жила в подвале дома Павлова почти до конца октября.
Записанный мной десять лет назад рассказ Зинаиды Петровны Андреевой не нашел тогда места на газетной полосе, вышло лишь несколько строк. Возможно, он показался в редакции слишком обыкновенным. За эти прошедшие десять лет мы все многое пережили и, кажется, стали чуть-чуть мудрее. В слове «война» теперь не слышится пафоса, оно снова встает комком в горле. Ушли из жизни последние защитники дома Павлова. Вечная им память.

Рассказывает Зинаида Петровна Андреева:
– …В этом доме жили мои дед и бабушка. У них было там служебное помещение – они дворниками работали. И когда началась бомбежка, мама побежала к ним. Отца-то забрали на оборону Сталинграда еще весной, он рабочим был на «Красном Октябре». Его звали Петр Павлович Селезнев. Он меня не видел. Так и погиб, не зная, что я родилась… Медиков не было, мамины сестры в родах помогали. Солдаты портянки дали на пеленки… Мама говорит, я уже умирала, дизентерия была страшная. А ведь в этом доме еще были дети постарше – пяти, шести, семи лет… Потом нас за Волгу переправили, а в 1943-м мы вернулись в город. Мама пошла на завод, жили в землянке. Только в 1949-м получили комнату с подселением. Помню разрушенный Сталинград. Мне было лет семь, у меня подружка ходила на музыку, и я с ней ходила, очень любила носить ее нотную папку. Мы жили очень бедно, и я шла с этой папкой такая счастливая. Все разрушено, а мы идем в музыкальную школу.
После восьмого класса пошла работать, одновременно училась в вечерней школе. Выбрали секретарем комитета комсомола… Все было прекрасно, чудесно… Первым из тех, кто оборонял наш дом, меня после войны нашел Афанасьев, лейтенант. Причем он слепой после ранения остался. Двое детей у него, бедно очень жили, а вот хотел нам чем-то помочь. Мне было лет восемнадцать, я в техникуме училась. Афанасьев пришел к нам, а мама говорит: «А у нас гости…»
Илья Воронов, Камалджон Рамазанов, Жуков, Тургунов узнали наш адрес и стали посылки посылать. Тургунов прислал мне справку, в сельсовете заверил, что я действительно родилась в доме Павлова. Это для льготы понадобилось. А у самого Тургунова было четырнадцать детей и 28 внуков. Последнее письмо вот от него. Точек, запятых он не признавал, но и так все понятно…
«Многоуважаемому дорогой внучка Петровна здравствуйте! Разрешите мне во первых привет ваш и вашу семью свою горячих чисто сердечных пламенных привет во вторых поздравляю с ближайшим праздником первой майским праздником международным солидарности всего от души желаю вам и вашу семью слава богу мы тоже пока все нормально живем. До свидания – обнимаю крепко целую с уважением к вам ваш дорогой уважаемый отец. 15 апреля 1992 года”.
Они все меня дочкой звали...
Обо мне писали в газетах, но не было такого, чтобы все точно. Обязательно что-нибудь сочинят. Но вот Юрий Визбор, когда приезжал сюда в 1966 году, все правильно рассказал для пластинки в «Кругозоре». Потом, когда я приезжала в Москву, он меня там встречал: «Какие проблемы?» А проблемы были, я вышла замуж, а мама так и осталась в коммунальной комнате. Проработала на заводе всю жизнь, у нее одна запись была в трудовой книжке, что в 1943 году поступила на работу. И вот квартиры всем дают, а у нее не получается. А она скромная: «Да не ходи ты, Зина, никуда…» И все-таки я Визбору сказала. И он тут же позвонил в обком волгоградский. Разговаривал с нашим первым секретарем тогдашним. И вот благодаря Визбору маме в 24 часа дали однокомнатную квартиру. Как жалко Визбора, молодой ушел, замечательный человек!..


С Зинаидой Петровной я встречался в нелегкое для нее время. Мужа в одночасье уволили с работы. Много было и других трудностей. С тех пор мы не виделись, и сейчас, в канун юбилея победы под Сталинградом, мне хочется пожелать семье Андреевых здоровья и счастья.
Вскоре после первой публикации о Зинаиде Андреевой я получил письмо от Бориса Николаевича Шатерника, врача из Кисловодска.
«…В своей статье вы пишете, что Зинаида Андреева «возможно, одна из немногих детей, родившихся в Сталинграде летом 42-го и выживших…». Так вот я родился 15 августа 1942 года, еще даже в роддоме – так рассказывает мама. Нас было: мама, четверо детей и бабушка. Мы жили на Сталинской набережной, дом № 1, у речки Царица. А переправились за Волгу в начале сентября там, где была центральная пристань. Ее уже не было, т.к. разбомбили. На машинах везли какие-то документы, и бабушка уговорила офицера, и нас всех разместили сверху этих документов. Это было очень страшно, т.к. воды не было, а была огненная река. За «Красным Октябрем» были баки с нефтью, так вот их разбомбили, и нефть текла по Волге.
Удалось чудом переправиться (судьба!), и началась страшная бомбежка. Она-то и не прекращалась. Волна бомбардировщиков шла за волной, и был небольшой светлый промежуток в небе, так и на реке (а сколько гибли при переправе!).
Всего не напишешь, а в кино и книгах не пропускали. Может, сейчас правду расскажут, что досталось нашим дедам, отцам, мамам, да и нам немного.
Потом был Саратов, Ульяновск, где помог генерал Кашуба (жив ли?), затем Средняя Азия, Ереван (где были родственники). В 1944 году вернулись в Сталинград. Жили в подвале дома по улице Коммунистической, № 78, сейчас, кажется, улица Гагарина.
А в дом Павлова мы бегали играть в войну. У нас были настоящие автоматы и пистолеты (разбитые), каски пробитые, патроны. Иногда попадались целые пистолеты, автоматы. И зачастую эти игры кончались трагически: или кого-то застрелят, или подорвутся на мине, или на неразорвавшемся снаряде. В городе было очень много инвалидов, и не только с фронта, а и в тылу были несчастные случаи, даже спустя шестьдесят лет, а война все дает о себе знать.
Мама у меня жива, а отца не стало два года назад. Он воевал во 2-м батальоне, в 11-й воздушно-десантной дивизии 4-й воздушно-десантной армии под командованием генерала Гусева. В нашем доме часто бывали военные, а потом отставники, и они еще тогда говорили, что мы не за такую Советскую власть воевали.
После войны отец все время болел, был уволен из армии, а я стал врачом и подлечивал его, а теперь – только маму…»


Тысячи детей оставались в осажденном Сталинграде все время его обороны. Многие из них погибли. Те, кто остался в живых, не считали и не считают себя героями. О пережитом они не любят рассказывать даже своим близким. Тем ценнее те немногие свидетельства, которыми мы располагаем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru