Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Марина ШАБАНОВА,
доктор экономических наук

Неформальные формальности

Люди не верят, что могут защитить свои права перед лицом тех, у кого больше власти, чем у них

Трансформации любых общественных систем всегда сопутствуют элементы инерции. В современных условиях в новых правилах игры нередко обнаруживают себя старые, унаследованные от административно-командной системы модели отношений в проблемных ситуациях. Взаимоотношения равноправных субъектов подменяются личными договоренностями (улаживаниями), когда одна сторона “просит”, “умоляет”, “подносит”, а другая – “соизволяет”, “делает милость”, “повелевает”, “постановляет”. Показателен в этом отношении опыт бывшего вице-премьера Правительства РФ, курировавшего сельское хозяйство, А.Заверюхи. Он на себе испытал все чиновничьи преграды, решив после отставки заняться фермерством: “4 месяца пришлось потратить, чтобы получить все бумаги. В бытность работы в Москве я знал, что чиновники чинят фермерам преграды, но чтобы такие... Каждый хочет показать, что он тут самый главный”. Последнюю необходимую подпись у директора хозяйства А.Заверюха получил лишь после того, как прибегнул к физической угрозе.
Прежние модели социально-экономических отношений воспроизводятся, в частности, и потому, что властные элиты в ходе реформ в значительной степени сохранили свой состав. Кроме того, тому же содействует и состояние производства, инфрастуктуры, финансовой системы, системы расселения. Пока из 89 регионов 79 дотационные, губернаторы вынуждены, как и прежде, приезжать в Москву к распределяющим деньги чиновникам “на поклон”; то же самое происходит и на низших уровнях властной иерархии.
Вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из числа тех, кто столкнулся с нарушением своих законных прав, все же предпринимали какие-то действия, чтобы восстановить их (33% даже не пытались что-либо сделать). Однако у абсолютного большинства из них эти действия были чаще всего или всегда безуспешными. Успех чаще сопутствовал тем, чьи права были нарушены в горизонтальных, а не в вертикальных социальных взаимодействиях. Отстоять же законные права, если их нарушают руководители любого уровня, удавалось немногим: только 2–3% наших собеседников в случаях, когда задерживали зарплату или выплату детских пособий; 14% – при несправедливом увольнении или угрозах увольнения в ответ на попытку заявить о своих законных правах; только 8% – когда руководство не соблюдало законы о режиме и условиях труда, технике безопасности. Из тех, кто пострадал от незаконных действий органов правопорядка, восстановить свои права сумели лишь 6%.
Одна из причин пассивности одних и безуспешности правозащитных действий других состоит как раз в том, что права нарушают в основном власти разных уровней, противодействовать которым либо бесполезно, либо даже и небезопасно. Почти три четверти опрошенных уверены, что если их права нарушит человек, у которого больше власти, чем у них, то отстаивание этих прав еще более ухудшит их положение.
Другая причина – в том, что в современных условиях очень часто люди вынуждены отстаивать свои права самостоятельно, не рассчитывая на помощь тех, в чьей компетенции защищать эти права. В результате 43% из тех, кто пытался восстановить свои ущемленные права, сказали, что им никто не помог это сделать, хотя они и нуждались в такой помощи. Вообще защита своих прав сегодня – дело индивидуально-семейное и часто неформальное. Наиболее массовые помощники – друзья и родственники.
Слабость (отсутствие) организованных социальных движений за права человека и работника также вынуждает значительное большинство населения доступными им способами приспосабливаться к новой ситуации.
Неформальные правила игры явно доминируют над формальными. Официальные правила нестабильны и не согласованы между собой – нам так и не удалось до сих пор перейти к правовому пространству западного образца.
Элемент неопределенности и неформальности увеличивается из-за большой роли личных отношений и личных свойств участников взаимодействий. Институциональные реформы осуществляла, по сути, верхушка старой номенклатуры, “партийная закалка” которой обнаруживала себя в решении многих вопросов не по закону, а по прихоти. Власти разных уровней и в новых условиях демонстрировали свою волю, “царственным жестом” даруя неоправданные льготы одним и воздвигая неоправданные запреты, препятствия другим. Эта практика сохранялась не только на местах, она культивировалась сверху. Средства массовой информации активно оповещали о всесильности президента, который во время поездок по стране мог на капоте какого-нибудь трактора подписать указ о финансировании не известного никому заказа, неизвестно из каких ресурсов и неизвестно с какими последствиями.
Попадая в российскую среду, как справедливо заметил экономист Р.Капелюшников, любые формальные институты сразу же прорастают неформальными отношениями и личными связями. “Дело обстоит так, как если бы они подверглись мутации и в результате становились неспособными выполнять свое предназначение – служить общезначимыми правилами игры.” “Многие соглашения в российском бизнесе и политике, – вторит ему публицист П.Хлебников, – скрепляются всего лишь рукопожатием. Они находят отражение на бумаге достаточно редко. Но эти устные контракты часто надежнее письменных, и летописца современной России не должен смущать тот факт, что документация – в западном понимании – отсутствует”. Если в странах Центральной и Восточной Европы обратное пришествие формальных регуляторов сузило зону неформальных отношений, то в России базовые формальные институты продолжают, как и прежде, функционировать по образу и подобию неформальных.
Это важный фактор и ограничитель трансформации российского общества не только в ближайшей, но и в долгосрочной перспективе.

Когда, по вашему мнению, экономическая реформа даст положительные результаты для большинства людей?

2000

2002

Через год-два
Через 3–5 лет
Не раньше, чем через 10 лет
Не раньше, чем через 15 лет
Не раньше, чем через 25 лет
Думаю, что реформы ничего не изменят
Думаю, что реформа только ухудшит положение людей
Думаю, что радикальные реформы так и не начнутся  
Затрудняюсь ответит

5
19
23
10
7
7
7
7
14

2
16
25
13
11
13
6

15


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru