Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Что нужно, чтобы стать профессиональным читателем?

По какой бы педагогической системе ни работала школа, сутью образования остается усвоение или освоение знаний, сведений, понятий. И педагог при подготовке к уроку, и ученик на занятиях работают с текстами – письменными или устными, воспринимают или создают их сами. Однако в педагогических вузах практически не учат будущего учителя грамотно и эффективно работать с текстом, извлекая из него максимум информации. А тот, кто не умеет сам, не научит этому и учеников.
Умением читать школа целенаправленно занимается в начальных классах. Но как? Все усилия направлены на освоение техники чтения, которая сводится к скорости чтения и умению ответить на несколько случайных вопросов, которые называют вопросами на понимание. В средней же школе учителя сетуют, что дети с трудом читают, не понимают прочитанный текст. К этим претензиям присоединяются и преподаватели вузов: студенты плохо воспринимают учебную информацию, не умеют конспектировать, вести исследовательскую работу. Круг замыкается.
Для решения этой многолетней проблемы создается Международный институт чтения, который организует курсы повышения квалификации для учителей.
Сегодняшний семинар проводит руководитель проекта и разработчик программы «Информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культура специалиста – ИНЛОККС» кандидат педагогических наук Ирина УСАЧЕВА
.

Умеете ли вы читать?

Любой взрослый человек уверен, что умеет читать, и часто даже не задумывается, в какой степени понимает прочитанное. А ведь в основе понимания текста лежит достаточно сложная ориентировочная деятельность, говоря на языке теории П.Я.Гальперина, методологическая и риторическая культура читателя (то есть понимание, по каким законам текст создавался), владение структурой познавательного процесса, этапов познания, методов познания. То есть всего, что использовал автор при создании текста. Только в том случае, когда читатель владеет этими умениями, мы можем говорить о читателе, равном автору. Если нет, он не может вычерпать всю информацию, заложенную в тексте. Наверное, излишне говорить о том, что для учителя это особенно важно.
Начинать осваивать читательскую культуру можно уже в начальной школе, и даже раньше. Опыт создания собственных текстов очень важен для малыша. Несмотря на то что по программе положено писать сочинения только в средней школе, учителя, работающие в сотрудничестве с нашим институтом, предлагают детям уже в шесть-семь лет (а в детских садах и в четыре-пять) сначала надиктовывать взрослым придуманные истории, сказки, рассказы. Из них педагоги вместе с детьми составляют самодельные книжки, которые и становятся первыми текстами для самостоятельного чтения. Позже сборники составляются из рефератов школьников. Это первый шаг на пути к грамотному чтению.

Деятельностный подход

Методика основана на психологических теориях А.Н.Леонтьева и П.Я.Гальперина и, по сути, реализует деятельностный подход к обучению: для того чтобы чему-то научиться, нужно попробовать сделать самому. То есть не только изучать полученный другими результат, а понять, как он создавался. Не прошедшие этого пути школьники воспринимают и расшифровывают знаки (буквы), в лучшем случае понимают значение слов, но для полноценного понимания текста этого недостаточно. Согласитесь, что глубоко понять и оценить работу учителя выпускник педагогического вуза не может, даже если он учился на «отлично», – для этого необходимо поработать в классе самому. Так же считают и преподаватели вузов: пока человек не напишет курсовую, диплом, а потом и диссертацию, он не может максимально эффективно воспринимать научный текст.
Возвращаясь к школьной практике, можно сказать, что даже дети младшего школьного возраста с удовольствием сочиняют стихи, сказки, воспоминания о лете, прежде чем научатся читать. Кстати, тем же путем шло и человечество: люди сначала хотели запечатлеть свои ощущения в рисунках или знаках. А чтение (раскодирование) было вторичным. Но современные методисты об этом забывают и настойчиво предлагают учить ребенка читать и писать одновременно. Если же ребенок в индивидуальном образовании будет повторять путь человечества, качество его чтения разительно изменится: оно станет глубоким, осмысленным, творческим.

“Идеальный конспект”

Приемов понимания несколько, и их нужно специально осваивать даже взрослому образованному человеку, но начинать можно в любом возрасте. Это вопросы к тексту; выписки основных суждений; составление плана и граф-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей, и читательские комментарии к тексту. В комплексе они составляют так называемый «идеальный конспект».
Сегодня мы остановимся на первом в этом ряду приеме – формулировании вопросов к тексту. К сожалению, в современной школе, где учебный план и каждый урок жестко запланированы, объем материала огромен, а времени в обрез, учителю жаль времени на детские вопросы. Я же считаю, что их нужно всячески поощрять: если к тексту не задавать вопросов, мышление не развивается. Поэтому на занятиях с учителями мы прежде всего учим их видеть проблемные ситуации в тексте, задавать как можно больше вопросов, чтобы ничто не осталось непонятым.
Задать «правильные» вопросы не так просто, как кажется. Наиболее продуктивные вопросы задает человек, знакомый с логическими понятиями «текстовый субъект» (ТС – о чем текст) и «текстовый предикат» (ТП – что об этом говорится). Их должен уметь выделять любой грамотный читатель. Взяв для примера любой школьный учебник, можно сказать, что его заголовок – это ТС, а собственно содержание книги – ТП. Это первый, самый общий уровень. Открыв оглавление, мы увидим названия параграфов – ТС второго ранга. Текст каждого будет его ТП. Есть и третий уровень – пункты каждого параграфа с подзаголовком (ТС третьего ранга) и содержанием (ТП) всего в два-три абзаца. В случае с учебником его содержание структурировал автор. И тому, кто хочет научиться понимать учебный и научный тексты, необходимо освоить составление такого подробного плана.

Культура мышления и речи

Это умение очень важно и при составлении текста, чем, собственно, и занимается учитель, готовясь к уроку. К сожалению, культура составления плана и в высшем, и в среднем образовании была постепенно утеряна. Те, кто был школьником в шестидесятых-семидесятых, еще помнят, что перед сочинением должны были писать план. Но с уходом учителей того поколения мы потеряли умение и желание составлять планы учебных текстов: в пятидесятые годы логика вместе с психологией была изъята из учебных программ. С тех пор выросло не одно поколение педагогов, руководителей образования и родителей, не владеющих культурой составления плана.
Но общество испытывает потребность в освоении логики: посмотрите, сколько учебных курсов и пособий появилось в последние годы.
Риторику тоже исключили из школьного и высшего образования, а теперь все больше колледжей, лицеев, школ, гимназий включает курс риторики в учебный план.
Технология ИНЛОККС позволяет учителю целенаправленно работать с культурой мышления и речи и, таким образом, возрождает классические традиции образования на современном уровне. Мы стремимся дать учителю весь комплекс умений, необходимых для эффективного восприятия и использования информации: информационных – для поиска необходимой информации; логических – для понимания текста и его структурирования; риторических – для создания авторских текстов на основе полученной информации; коммуникативных – для общения с собеседниками по поводу прочитанного и сказанного.

Кто такой Герон?

Даже использование отдельных приемов делает работу учителя более эффективной. Помимо того что ученики гораздо более осмысленно и быстро воспринимают текст, изменяется сам подход к образовательному процессу, а следовательно, меняется позиция учителя. Причем пользоваться этой технологией могут не только предметники гуманитарного направления, но и преподаватели математики и естественно-научного цикла.
Например, Елена Русакова из НОУ «АЛЕФ», использует ИНЛОККС на уроках геометрии по теме «Площади фигур». В рамках традиционной технологии это было бы движение от параграфа к параграфу в логике, заданной составителем учебника. Но учитель сначала сообщает название темы и количество уроков, отведенных на ее изучение, затем предлагает ученикам осваивать тему, исходя из собственных образовательных интересов. А учебник использовать как источник интересующей их информации, необходимой для дальнейшего продвижения.
Сначала ребята должны определиться, что их интересует в предложенной теме. Они, подумав, предлагают заинтересовавшие их вопросы, а учитель записывает их на доске:
Что такое площадь?
Как ее измерить или отыскать?
Кто такой Герон?
В чем суть теоремы Герона?
Сколькими способами можно найти площадь треугольника?
Зачем надо знать различные формулы для вычисления площади одной и той же фигуры?
В чем измеряются площади?
Существует ли прибор для измерения площади?
Как связаны площади подобных фигур с коэффициентом подобия?
Зачем нам уметь находить площадь фигуры?
Почему единицы измерения площади квадратные?
Таким образом, ребята наметили предварительный план собственного продвижения по теме, опираясь на оглавление в учебнике, но не повторяя его: у вопросов другой порядок, кроме того, ребят явно больше интересует прикладное значение изучаемого материала. (И очень хорошо: ведь задачи обычно решают просто потому, что их задали на дом.)
И только после этого дети открывают учебник, чтобы найти ответы на свои вопросы и отметить карандашом нужные места. После этого ученики обсуждают найденные ответы, дополняя друг друга. Теперь ребята вместе с педагогом выстраивают вопросы в логическом порядке, это и будет план изучения темы именно для этого класса.
По плану все вместе составляют конспект темы, выписывают тезисы. По группам составляют граф-схемы и сводные таблицы. По мере их заполнения оказывается, что некоторые клетки остались пустыми – ответы не удалось найти в тексте параграфа. Урок подходит к концу, и домашнее задание определяется само собой: найдя ответы на оставшиеся вопросы, заполнить пустые клетки. И если уж ребят так заинтересовало именно применение новых знаний, учитель предлагает прочитать задачи после параграфа и определить, какие типы задач можно решать, используя вновь изученные формулы.
На следующем уроке дается задание, выполнив которое ученики смогут понять, насколько хорошо они поняли материал – листы с условиями нескольких задач. Но их нужно не решать, а пометить те, которые нельзя решить без использования формул по теме «Площадь». Ко всеобщему удовольствию, в ответах не было ни одной ошибки.
Рассказывая об этом небольшом эксперименте, Елена Русакова прежде всего отметила, что впервые почувствовала, как изменяется роль учителя при таком подходе: «Из лектора и проверяющего превращаешься в помощника, координатора и участника процесса обучения.
С такой системой обучения экономится 20% учебного времени, которое можно использовать на изучение некоторых важных вопросов, не вошедших в учебник, но интересующих ребят.
Итогом работы стал зачет по теории и практикум по решению задач. Все получили четверки и пятерки. А особенно хорошо результаты изучения темы стали видны на годовом экзамене, когда ответы на вопросы по теме «Площадь» ребята составили в виде таблиц и граф-схем. Экзамен был предложен для разного уровня учеников, но все выбрали задачи самого высокого уровня и успешно справились.
После опыта подобного изучения темы дети уже не хотят учиться по традиционному алгоритму. Они стремятся самостоятельно изучать материал, и через вопросы, тезисы, планы и таблицы мы с ними постепенно движемся к составлению идеального конспекта. Причем каждый делает конспект в удобном для него виде, что дает возможность легче готовиться к контрольным работам и зачетам.
По моим наблюдениям, чем моложе дети, тем легче они осваивают метод».

Даже при беглом ознакомлении с такой практикой становится понятным, что учитель помимо желания работать в деятельностном режиме должен свободно владеть предметным материалом, чтобы в случае необходимости обращаться с ним свободно, а не цепляться за поурочный план. Возник в классе вопрос, который положено изучать через год или два, – нужно отвечать на него сейчас, пока есть интерес. И ничего нет страшного в том, чтобы пройти тему компактно, целым блоком, даже если по программе ее изучение растянуто на несколько лет. В этом случае представления у ребенка будут более целостными. Но для этого особенно важно, чтобы целостность видения материала была у педагога.

Записала Елена КУЦЕНКО

Вопросы после семинара

Вы говорили, что логика и культура мышления сильно пострадали полвека назад, а как же взлет советской науки в то время и разговоры о том, что наше образование лучшее в мире?
Именно то поколение и было выращено старыми педагогами. Они продолжали работать до восьмидесятых, а потом постепенно логика стала уходить из школ и вузов. Сейчас уже никто не говорит о лучшем в мире российском образовании: судя по данным международных экспертов, по уровню чтения российские школьники на двадцать восьмом месте.

Для каких педагогов будет полезна предлагаемая технология?
Для учителей развивающего обучения, для тех, кто ориентирован на личностное развитие ребенка, хочет научить его учиться, кто чувствует, что хотел бы отказаться от авторитарного стиля работы, освоить проектный метод обучения. Для того чтобы учителя могли определить, насколько им подходит наша технология, институт проводит конференции, в рамках которых авторы методик читают обзорные лекции, проходят «круглые столы».

Вы упомянули умение учиться. Какое значение вы вкладываете в это выражение?
Умеет учиться тот, кто может организовать свое самообразование: поставить цель, сформулировать информационный запрос, найти источники информации, извлечь ее, владея приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, ввести в собственную речь и общаться по поводу изученного, то есть проходить путь от осознания своей образовательной потребности до умения применить найденную информацию. В идеале этим должен владеть каждый выпускник школы.

Сколько лет, по вашим наблюдениям, требуется школьнику для освоения умения учиться?
Лучше, конечно, начинать работать таким образом уже с дошкольниками. Но даже если начать целенаправленно работать с мыслительной, речевой и информационной культурой в пятом классе, к девятому ребята достигают умения учиться. Тогда в старших классах можно пользоваться освоенными методами как инструментом для эффективного образования.

Вы вооружаете учителя только методами и приемами работы?
К нам приходят и учителя, ощутившие недостаток знаний по прикладной, педагогической психологии. Не для того чтобы переквалифицироваться в психолога, а чтобы повысить профессиональный уровень. Причем в работе с учителями мы тоже идем от их информационного запроса, чтобы теоретические знания не были оторваны от реальной педагогической практики каждого слушателя. Сначала учителя осваивают приемы понимания и составления идеального конспекта применительно к своей деятельности. На этом этапе они могут использовать полученные навыки, например, при подготовке к уроку или к выступлению на семинаре. И анализируют, как они это делают. Следующий этап – собственно психолого-педагогическая подготовка, освоение методики, то есть знание о том, как научить ребенка учиться.

Одна из самых тяжелых и неразрешимых школьных проблем – двоечники. Работа по вашей технологии может помочь неуспевающим ученикам?
Я проводила эксперимент в московской школе № 1239: из пятых и шестых классов собрались ребята, у которых по нескольким предметам оценки были на грани двойки и тройки, для того чтобы освоить приемы работы с текстом. Мы работали два с половиной месяца один раз в неделю. На занятиях вместе с детьми присутствовали родители и вместе с ними осваивали технологию составления идеального конспекта, чтобы помогать ребенку дома при подготовке домашнего задания. Это был своеобразный детско-родительский клуб эффективного чтения. Помимо приемов работы с текстом каждый ученик проделал и представил всей группе исследование по интересующей его теме. Первыми результаты отметили родители: дети стали более уравновешенными, уверенными в себе. Иными словами, стали исчезать симптомы школьного невроза, который у всех проявляется по-разному: агрессия, апатия, повышенная тревожность. Еще одним довольно объективным показателем стали отметки: у большинства вместо восьми – десяти троек осталось две-три.

Зачем в курсе занятий с отстающими понадобилось собственное исследование?
Каждый человек охотнее работает с тем материалом, который ему интересен. Только отвечая на свой вопрос, мы по-настоящему занимаемся образовательной деятельностью. Я это знаю по собственному опыту. В школе меня очень заинтересовал вопрос о причинах флюоресценции и люминесценции, но в школьном курсе физики я ответа не получила. И поступила на физфак, чтобы на третьем курсе наконец выяснить суть интересовавшей меня проблемы. Конечно, я не ушла после этого из университета, а доучилась и отработала в школе несколько лет преподавателем физики, но мой первый серьезный образовательный проект закончился на третьем курсе. Человек наиболее полно раскрывает свои способности, работая над интересующей его проблемой. Это и произошло с моими отстающими подопечными.

Насколько прочен такой эффект?
В том случае, если освоенные приемы не поддерживаются, не востребованы на уроках, они постепенно угасают. Потому я приглашала на занятия родителей, чтобы они могли продолжать работу по составлению идеальных конспектов дома. Кстати, когда приемы работы с текстом ребенком освоены, подготовка домашнего задания по каждому предмету занимает не более двадцати минут.

Можно ли говорить, что абсолютно все ученики предрасположены к освоению логических приемов работы с текстом?
На основе двадцатилетнего опыта преподавательской работы могу сказать, что не все. Например, на историческом факультете МГУ методику составления идеального конспекта хорошо восприняли примерно две трети студентов, а остальные отказывались: это не свойственный им метод работы. Видимо, это люди с активно развитым правым полушарием.

Так нужно ли, по-вашему, настаивать на том, чтобы все ученики освоили приемы познавательной деятельности?
Настаивать, наверное, не нужно. Но хотелось бы предоставить такую возможность всем. А уж каждый освоит то, что соответствует его индивидуальным способностям.

Вы говорили, что нужно всячески поддерживать желание учеников задавать вопросы, а как именно это делать?
Есть наука, а есть искусство педагога. Можно порекомендовать, можно объяснить, почему вопросы делают обучение более эффективным, но как это сделать, каждый учитель решает сам на уровне интуиции. Тем более что ситуация в классе ежеминутно изменяется и никогда не повторяется. Но главное, на мой взгляд, чтобы учителю самому было интересно выслушивать вопросы и мнения детей.

Можно ли сказать, что при деятельностном подходе к образованию навыки учебной деятельности выходят на первый план в содержании образования?
Да, безусловно. Я думаю, они не менее важны, чем предметные знания. А может быть, и более: владея методом, можно получить необходимую информацию. И это основа самообразования.

Значит, приемы учебной деятельности можно было бы осваивать и не на материале школьных предметов, а например, читая «Робинзона Крузо»?
Да, но для этого надо затеять вокруг изучения содержания этой книги исследовательский проект, скажем, инсценировать или подготовить доклад о способах выживания на необитаемом острове. Однако мы работаем в условиях классно-урочной системы и проверяют у выпускников пока только предметные ЗУНы. И для того чтобы соединить в классе освоение учебных навыков и предметного материала, должна развиваться проектная деятельность школьников. Тогда учитель подскажет ребенку, в каком учебном предмете можно найти материал, необходимый для его исследования. А ребенок, реализуя свой интерес, осмысленно возьмет необходимые ему знания из нормативных курсов для решения своих исследовательских задач. В идеале, конечно, индивидуальная образовательная программа должна быть у каждого ребенка.

Мы смогли лишь вкратце познакомить вас с технологией ИНЛОККС, более подробно узнать о ней можно, приехав на конференцию «Деятельностный и нейропсихологический подходы к изучению проблем чтения и письма», посвященную столетним юбилеям выдающихся отечественных психологов проф. А.Р.Лурия, проф. П.Я.Гальперина и проф. А.Н.Леонтьева. Конференция состоится в МГУ им. М.В.Ломоносова 27–29 марта 2003 года. Подробности вы узнаете, прислав заявку по электронной почте: inlokks2003@hotbox.ru . В рамках конференции пройдет презентация программ Международного института чтения и обучение в объеме 36 часов. О программах полного курса повышения квалификации и об условиях обучения можно узнать по тел.: (095) 137-84-21.
Если вам интересно это направление и вы хотите освоить предлагаемые методики, напишите, пожалуйста, и мы продолжим публикации с подробным описанием методов работы, направленных на понимание текста и освоения умения учиться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru