Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ДНИ 

Вечера просвещения

Настал Новый год, прошли крещенские праздники, а фестивалей столько, что мы за ними не успеваем. Хотя в преддверии самого большого – «Золотая маска» – надеемся рассказать о тех, перед кем еще в долгу. Представляем читателям фестивали в Петербурге и Йошкар-Оле.

“Начинайте, и мы вас поддержим”

Таков девиз “Рождественского парада”

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “ТАТАРИН МАЛЕНЬКИЙ”

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “ТАТАРИН МАЛЕНЬКИЙ”

Этот «Парад» проходит в Петербурге ежегодно. Девятый выбрал направление на драматургию – новую, отражающую и театральный процесс, и реальность. Оказалось, что направление выбрано удачно. Из девятнадцати показанных спектаклей тринадцать – воплощение новых пьес. А из этих новых несколько прямо попали в точку. Лучшей была названа пьеса Алексея Пояркова «Татарин маленький». Ее поставил омский Лицейский драматический театр, почувствовав необычность литературного материала – как будто старинный водевиль под Чехова, а на самом деле вполне современная трагикомедия. Алексей Поярков с помощью стилизации ушел от проблемы языка, наиболее трудной для театра, особенно в момент слома старых форм.
Другой московский драматург и режиссер, Михаил Покрасс, наоборот, до крайности приблизил язык своей пьесы к обыденности. Его героям хватает пары слов, чтобы общаться. Пьеса показала, что такого рода язык – подобие немоты, им не может себя выразить современный человек. Отсюда название пьесы – «Не про говоренное». Подростки и взрослые полуобщаются, полуутаивают про себя собственные проблемы. Тема пьесы напоминает о Сэлинджере и знаменитом трагическом герое повести «Над пропастью во ржи». Михаил Покрасс не заботится о языковой оригинальности, зато он сам поставил свою пьесу и как режиссер оказался даже интереснее, чем как драматург. Его опус получил награду в номинации «лучший спектакль». Лучшим назван еще один, совсем в другом роде. Якутский коллектив из Нерюнгри привез в Петербург настоящую мистерию – «Откровение от...». От кого? Не только от драматурга С.Ермолаева, но и от человека, искушенного в преданиях старины глубокой. Действо о страданиях и воскрешении на глазах зрителей рождается из почти бытового сюжета и обретает музыкально-пластическую выразительность.
Пьесы о стареющих мужчине и женщине («И деньги в шляпе» В.Кушнира, Сыктывкар), о невозможной встрече трех великих писателей ХХ века («Игра навылет» Н.Якимчука, Санкт-Петербург), воспоминания человека, просто преображенные в театр («Книга о вкусной и здоровой пище», г. Скопин, исполнитель Наталья Кострикова). Литературная композиция по прозе Варлама Шаламова («Отче наш», Камерный драматический театр, Вологда) вошла в афишу «Рождественского парада». В противовес развлекательным поделкам и даже классике, которой спасается современный театр, участники фестиваля представили опыты нового сценического слова и дела. Театральная лаборатория под руководством Вадима Максимова, доктора искусствоведения, которая вот уже десять лет работает по системе Антонена Арто, на этот раз тоже взялась за новый материал. Спектакль «Фоссе/Фронстенсен/Фрагменты» поставлен по современной норвежской драматургии. Совершенно иной по направлению, эстрадный и пародийный «Такой театр» показал очередную свою музыкально-импровизационную композицию под названием «Докопаться до истины-2» (в прошлом году «Такой театр» дебютировал на фестивале спектаклем «Черствые именины»). «Маленький театр», впервые участвовавший в «Рождественском параде», представил камерную пьесу Майкла Ферарро «Вера и Ольга».
Как видим, на первом месте новые названия, лица, нестареющие идеи. В «Игре навылет» играли известные, именитые питерские актеры (н.а. Иван Краско, з.а. Владимир Матвеев и н.а. Вадим Яковлев), но это приятное исключение, доказывающее, что пробовать что-то новое никогда не поздно. На «Рождественском параде» нет звезд, это принцип. Фестиваль – первая ступень для начинающих и пробующих, независимо от возраста, опыта и типа театра. Ныне известные «Комик-трест», Небольшой драматический театр, антреприза Петрополь-Арт проверяли себя на «Рождественском параде». Конечно, не все претенденты из Петербурга и других городов показываются удачно. Не все хорошо во второй попытке так же, как в первой. Жюри, состоящее из режиссеров и критиков Петербурга, помогает понять, кто чего стоит и чего можно ждать от каждого участника. При этом оцениваются инициатива, поиск и качество. Иногда – вместе, как совокупные достоинства действительно интересного произведения (именно таким и было московское «Не про говоренное»), а иногда – сама театральная идея, удачное начинание заслуживают поддержки и пробуждают надежды. Театральное движение осуществляется из истоков.
Фестиваль приобрел размах благодаря помощи сверху: Министерство культуры ежегодно субсидирует «Рождественский парад». Правительство Петербурга с самого начала стало соучредителем его наряду с Союзом театральных деятелей. Комитет по культуре третий раз выделяет гранты в качестве награды победителям из Петербурга. В этом году их получили: «Содружество актеров», первой попыткой которого стала пьеса Марии Арбатовой «Дранг нах вестен»; «Театральная лаборатория» Вадима Максимова и «Такой театр», возрождающий, как кажется, лучшие традиции театра миниатюры, пародии, скетча, музыкальной комедии. Надо надеяться, что к следующему «Рождественскому параду» эти театры покажут, куда привели их поиски.

Елена ГОРФУНКЕЛЬ

Сначала школа, потом – театр

Йошкар-Ола – балетный город

В канун Нового года и до конца крещенских праздников центром Йошкар-Олы стала площадь перед Театром оперы и балета имени композитора Эрика Сапаева.
В этом году Марийский оперный отмечает 70-летие со дня его рождения и 40-летие написанной им первой марийской оперы “Акпатыр”. А еще к этому добавился 35-й сезон театра и 450 лет, как Марийский край присоединился к России. Всем этим праздникам был посвящен третий ежегодный фестиваль оперы и балета “Зимние вечера”, один из самых молодых в России.
Еще несколько лет назад казалось, что театр, активно работавший ранее, но постепенно пришедший в упадок, обречен.
Спасти положение взялся премьер Большого театра Константин Иванов, один из лучших романтических танцовщиков труппы, родившийся в Йошкар-Оле. Ныне он художественный руководитель театра. При поддержке марийских министерств образования и культуры он три года назад, обойдясь минимумом государственных средств, открыл хореографическое отделение при местном колледже искусств. Здесь учатся более 1700 детей. К их услугам – компьютерные классы, спортзалы, бассейн, поликлиника, а главное – уникальная методика преподавания, суть которой в том, чтобы соотнести изложение программы со способностями и характером каждого ребенка.
В поисках детей с хореографическими данными Иванов ездил не только в городские школы, но и в отдаленные деревни, убеждая родителей отдать ребенка учиться. В то же время он укреплял балетную труппу местного театра: привлекал к работе артистов, ушедших со сцены, уговаривал талантливых молодых танцовщиков из других городов перебраться в Йошкар-Олу.
Три года назад Иванов представил результат своей миссионерской деятельности: первый международный фестиваль оперы и балета “Зимние вечера”. За это время участвовать в нем приезжали корейские певцы, филиппинские танцовщики, ученики балетной школы госпожи Яцудзука из японского города Мацуяма, а также солисты из Москвы, Петербурга и городов Поволжья.
На сей раз среди гостей фестиваля были солистка “Московской оперетты” Валентина Белякова, солистка Нижегородского театра оперы и балета Наталья Черток, а также бывший солист Большого, ныне солист норвежской Королевской оперы Нурлан Бекмухамбетов.
Марийская труппа сумела представить артистов, не уступавших гостям. Молодую балерину Марию Выдрину, великолепного гротескного артиста Владимира Шабалина, баса Владимира Александрова.
Главным событием фестиваля стал “Дон Кихот” с участием восходящей звезды Большого Анастасии Меськовой и знаменитого виртуоза Айдара Ахметова. Меськова выступает на фестивале третий год подряд: марийская публика сразу признала артистку своим кумиром. На этот раз в танце ее обаятельной Китри чередовались темперамент и благородная сдержанность. Базиль предстал рыцарем, оберегающим и воспевающим партнершу: виртуозные трюки, которыми Ахметов украсил свой элегантный танец, воспринимались как мадригалы, адресованные Китри.
С эпохой Просвещения сравнил президент республики дни фестиваля.

Ярослав СЕДОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru