ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
“...Большинство людей убеждены: в «школьной» игре
проигравший получает то, что заслужил. Вера в
способность школы «маркировать» людей
правильно, по заслугам так сильна, что люди
принимают свою профессиональную и личную судьбу
с покорностью игроков.
Главная задача – преодолеть эту иллюзию и
определить программу действий для радикального
«расшколивания» общества.
Но главная иллюзия состоит в том, что образование
– результат преподавания. Однако множество
людей приобретают большую часть своей
проницательности, знаний и навыков вне школы. А
если в школе, то лишь потому, что она становится
местом «заточения» на много лет.
Идет борьба за освобождение человеческих умов от
ошибочной идеологии «обучения только в школе».
Конечная и положительная стадия борьбы – право
образовательной свободы”.
Когда в начале 70-х годов известный
социолог, философ и писатель Иван Иллич говорил о
“расшколивании” образования, в мире
существовало всего несколько школ, где взрослые
и дети сотрудничали, не подавляя друг друга.
Тогда казалось, это лишь исключения,
подтверждающие необходимость классно-урочной
системы и стандартной школы для всех. Но немногие
энтузиасты и революционеры, еще вчера
считавшиеся неисправимыми чудаками, сегодня
воспринимаются как часть иной системы –
альтернативной, инновационной, но уже системы.
Сколько школ альтернативного
образования существует сегодня в мире?
По данным Ассоциации альтернативного
образования, в мире насчитывается около 12 тысяч
подобных школ и центров. Не считая вальдорфских,
Монтессори и Френе-школ.
Более двух миллионов детей посещают
нестандартные школы.
Примерно треть из них создана по инициативе
родителей.
Отношения с государством альтернативные школы
регулируют по-разному. Есть частные учебные
заведения. Есть школы, работающие по
своеобразному контракту, предоставляющему
свободу действий педагогам на протяжении всего
учебного процесса, но обязывающему в конце
концов привести выпускника к определенным
нормативным знаниям. Есть и государственные
школы, они выживают за счет поддержки
муниципалитета.
Тенденция к росту свободных учебных заведений
особенно заметна в последнее десятилетие.
Поэтому большинство подобных школ молоды. Они
работают менее 20 лет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|