Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

И «Кукушка» тоже птица!

Первые обладатели новой премии “Золотой Орел”

ТРИЖДЫ ЛАУРЕАТ “ЗОЛОТОГО ОРЛА” АЛЕКСАНДР РОГОЖКИНОпасения по поводу того, что «Кукушку» Александра Рогожкина на первой церемонии вручения кинопремии «Золотой Орел» отодвинут в сторону, как это случилось во время голосования так называемого оскаровского комитета, к счастью, не подтвердились.

ТРИЖДЫ ЛАУРЕАТ “ЗОЛОТОГО ОРЛА” АЛЕКСАНДР РОГОЖКИН

Трудно определить, кого за это следует благодарить: то ли членов новообразованной Академии кинематографических искусств и наук России, наконец-то прислушавшихся к мнению зрителей и критиков, то ли одного из учредителей, а именно Первого канала, для которого Рогожкин является стабильно рейтинговой персоной со своими фильмами или эпизодами из телесериалов типа «Убойная сила». Во всяком случае к концу торжества, когда победа «Кукушки» в основных номинациях (лучший актер – Виктор Бычков, лучший сценарист и режиссер – Александр Рогожкин) предрекла финальный триумф в категории «лучший фильм», генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст успел организовать телемост с Санкт-Петербургом. Впрочем, речь Рогожкина в телевизионной версии церемонии была подрезана во избежание обид со стороны Киноакадемии, поскольку режиссер справедливо посчитал некорректным преждевременное присвоение «Золотому Орлу» звания главной кинематографической награды.
Между тем слова «первая», «лучшая» и «главная» не раз произносились во время вручения, что, безусловно, являлось вызовом «Нике», которая, как к ней ни относись, все-таки была самой первой, а важность и значимость обеих премий может подтвердиться или быть опровергнутой в их дальнейшем существовании. С другой стороны, нонсенсом следует назвать соглашательскую позицию инициаторов «Золотого Орла», которые, подобно своим соперникам по «Нике», идут на поводу у капризных творцов, когда те протестуют по разным причинам против собственного выдвижения. Ныне это произошло с Гарри Бардиным, отказавшимся от участия в номинации «лучший анимационный фильм». Но такого нет ни в одной стране мира! Ведь Европейская киноакадемия запросто проигнорировала выпад Александра Сокурова против номинации оператора его ленты «Русский ковчег», верно, придерживаясь принципа, что кинематографисты вправе определять любого претендента, а несогласные с этим могут лишь не прийти на церемонию или же, явившись, демонстративно не принять приз (что, кстати, было в истории «Оскара» и «Сезара»).
Также удивляет введение в список номинантов «Золотого Орла» соискателей, участвовавших в создании телефильмов и сериалов. Опять же за границей практикуется строго раздельное существование кино и телевидения, и только «Золотой Глобус», вручаемый журналистами, аккредитованными в Голливуде, имеет телевизионные категории. Однако и там никогда не допустят смешения исполнителей ролей на большом и малом экране. У нас же Владислав Галкин («Дальнобойщики») и Наталья Гундарева («Ростов-папа») получили премии «Золотой Орел» пусть и заслуженно, но все-таки лишив этой возможности коллег по кинолентам, которые не могут быть дополнительно выдвинуты, например, на «Тэффи». Получается, что участники телепроектов обладают существенной форой, претендуя еще и на телевизионные награды. Вне всякого сомнения, это решение лоббировано двумя телеканалами – учредителями Киноакадемии.
Массу нареканий со стороны членов Союза кинематографистов России, как это водится, теперь упрекаемых академиками в непродуманном голосовании на второй стадии выдвижения, вызвало отсутствие в списке номинантов целого ряда творцов, например, отмеченных гильдиями актеров и критиков. И Владимир Наумов, президент Киноакадемии, и Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов, разводили в недоумении руками и клялись, что сами желали бы видеть в числе претендентов картину «Любовник» Валерия Тодоровского и актеров Олега Янковского и Сергея Гармаша. Во всем якобы виновата демократическая система выборов – не надо было вообще поручать это делать неакадемикам. Как ни забавно, организаторы «Золотого Орла» наступили на те же грабли, на которые напоролись полтора десятилетия назад устроители «Ники», пытавшиеся заставить дружно голосовать членов Союза кинематографистов, но в ответ получавшие незначительное число заполненных анкет. И вновь никому толком не объяснили: как, кто и за что отдает свой голос. К тому же мы согласно Пушкину ленивы и нелюбопытны. Если Людмила Гурченко, представляя номинантов в главной категории, бравирует тем, что ни одну из картин лично не видела, поэтому может быть объективной... Куда уж дальше!
Есть немало свидетельств, что наши академики (будь то «Ника» или нынешний «Золотой Орел»), не приученные, как в Америке, строго соблюдать регламент и отчитываться за каждый просмотр, нередко выбирают не глядя. Ну как иначе объяснить, что в число претенденток на лучшую женскую роль попала Туйара Свинобоева из «Реки», которую практически никто не видел, и даже не всякий критик способен определить, кого именно играет в незаконченной ленте эта трагически погибшая актриса. А вот Анни-Кристийны Юусо, награжденной за «Кукушку» и на фестивале в Выборге, и «Золотым Овном» от критиков, почему-то не было и в помине в номинантах на премию «Золотого Орла». Только из-за того, что она иностранка?! Однако Никита Михалков благоразумно приложил личные усилия, чтобы заманить в Москву на церемонию Джину Лоллобриджиду, Пьера Ришара и Биби Андерсон, поручив им вручать премии российским коллегам. И в этом он точно обставил «Нику»!
Вообще устроенное празднество в первом павильоне «Мосфильма», как и неизменные огрехи в самом функционировании «института кинопремий» в России (амбиций – завались, а четкости и аккуратности – ни на грош!), вызывало порой противоречивые чувства из-за искусственности и наигрыша во всем. Каким контрастом по сравнению с этим показалась более открытая и подчас душевная атмосфера, возникшая в телепередаче Дмитрия Диброва, она последовала на ОРТ вслед за церемонией «Золотой Орел». Оказывается, отечественные кинематографисты могут чуть ли не признаваться друг другу в любви, не имея ни зависти, ни злобы. А вот в обстановке, не лишенной пышной официальности, они что-то меньше радовались успеху собратьев по профессии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru