Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Мы все взвешиваем на весах ценностей образование и воспитание – что важнее, что нужнее детям? И каждый защищает свое. У сторонников образовательного подхода серьезные аргументы – качество учебников, строки стандартов, объективность экзаменов. Они смотрят на педагогов-«воспитателей» несколько свысока: что там, за их красивыми словами? И воспитание детей все чаще и чаще рассматривается как процесс, в котором можно достичь результата в цифровом выражении. И сочиняют нынче по вопросам воспитания не пространные трактаты, а сухие таблицы, тоже считают проценты качества. Проценты качества чего – любви, добра и правды? Сколько их в наших детях?
Самое замечательное, что этими двумя крайними точками ситуация не исчерпывается. Есть другой взгляд на педагогику. Когда в школе главное не бумага во всех ее выражениях, а маленький и большой человек, их жизни, их удивления, достижения, страхи. И главным инструментом становятся не выработанные четкие критерии, а дух, атмосфера школы.
При этом и учатся в таких школах тоже вполне прилично, и пресловутые контрольные пишут. Но жизнь там другая – не на контрольных она держится. Учителя и ученики встречаются не ради обучения или воспитания, а потому что встречаются. Это вообще оказывается главным – встретиться с собой, с другим, с явлением мира, открытым сердцем, не обманывая никого, не обольщаясь фантомами псевдознания и псевдовоспитания. Тогда и образование пригодится, и воспитание не помешает.
Такое устройство школьного дела, наверное, стоит назвать воспитывающим образованием, в котором участвуют ребенок как цельная личность, неразложимая по графам табличек, и учитель, неразложимый же, которому прежде всего интересно открывать мир вместе с ребенком и ребенка среди этого мира. Возможен ли такой подход в массовой школе? Скорее нет, не случайно школы, вплотную подходящие к ребенку, обычно маленькие. Что же, значит, подлинное учение, делающее человека действительно человеком – деятельным, добрым, душевным, – привилегия маленьких авторских школ? Это вопрос вопросов. Прежде всего к нам, учителям.
Готовы ли мы в своих немаленьких классах не проходить программу, а исследовать мир по-настоящему: трепетать перед тайной, вопрошать, вслушиваться, сопротивляться. Просто жить. И не дай бог использовать все это в каких-то педагогических целях. И контрольные потом тоже все-таки написать.
Татьяна ФРОЛОВА

Чем больше мы хотим повлиять на ребенка...

Тем меньше знаем, как и о чем с ним разговаривать

Обычно воспитательная миссия взрослых воспринимается слишком упрощенно – как словесная трансляция норм и ценностей. При этом возраст воспитуемого редко имеет значение. И детская часть человечества без устали сопротивляется: одни тихо, без истерики саботируют требования взрослых, другие с вызовом и напором идут напролом. Когда общаешься со взрослыми, которые призваны профессионально заниматься вопросами воспитания, многие из них честно говорят, что хотят и могут работать как учителя-предметники, но не хотят и не могут быть классными руководителями, то есть воспитателями.
Ребята мечтают, чтобы у них была хорошая “классная”, и страдают, когда в этой роли оказывается “занудная училка”. В понятие “воспитание” они включают не столько различные внеклассные мероприятия, сколько отношение к ним учителей, умение понять, выслушать, придумать общее интересное дело. А взрослые, несмотря на свой серьезный жизненный опыт, в общем-то не знают, как и о чем разговаривать с детьми. Они имеют удивительную способность забывать свои проблемы роста и потому предъявляют подросткам нормы и ценности взрослого мира. В одной из московских школ пятиклассникам и их учителям было предложено спроектировать и изобразить на бумаге города, в которых они хотели бы жить, и выработать правила жизни в них. Затем нужно было нарисовать мост и перевести по нему как можно больше участников из другой группы, рассказав о преимуществах жизни в своем городе. Во взрослых городах господствовала цивилизация, школа и детские площадки были оснащены новейшей техникой. А у ребят получилась волшебная страна со множеством необычных домов, аттракционов, деревьев и животных. Школа отсутствовала как таковая. В ходе игры в страну взрослых захотел перейти только один мальчик, который не представлял себе жизни без школы, а на детскую сторону перешла одна молодая учительница. Во время обсуждения многие педагоги признавали, что впервые почувствовали некоторую бессмысленность своих действий, направленных на скорейшее введение учеников во взрослую жизнь.
Признание детства и отрочества как особых периодов в жизни каждого человека декларируется многими педагогами, в уставе многих школ написано о личностно-ориентированном подходе и гуманистической позиции по отношению к ребенку. Но по-прежнему остро стоит проблема взаимодействия детей, взрослых и подростков. Всеми своими действиями ребята десяти–двенадцати лет заявляют о нежелании перескакивать во взрослость из детства. Часто подростки даже неосознанно протестуют против нарушения взрослыми того естественного хода развития, который задается им природой (спонтанность, непосредственность). Школьное пространство гораздо больше заполнено всякими “надо” и “нельзя”, чем “хочу” и “могу”. И нечего удивляться отсутствию мотивации к учению, потому что в большинстве случаев подростки (особенно ученики пятых–седьмых классов) воспринимают учебу не как свою жизненную необходимость, а как нечто, нужное взрослым. К тому же от подростка ожидают усидчивости, серьезности, хороших отметок, забывая, что он давно уже не ученик начальной школы.
Возможно, когда-нибудь взрослые осознают бессмысленность бесконечного преодоления детского сопротивления и решат дать им возможность сполна прожить детство и отрочество, поддерживая и любя их со всеми присущими им ошибками. И начинать придется с осмысления собственного педагогического кредо. Ценю ли я собственный опыт детей или навязываю им свою точку зрения? Учитываю ли потребности и интересы детей разного возраста? Есть ли у меня мастерство и терпение, чтобы поддержать самостоятельные усилия учеников? Успеваю ли вовремя среагировать на физические и психические изменения всего класса и каждого отдельного ученика? Что мне надо изменить в себе, чтобы не потерять контакта с учениками? И главное – готова ли я ждать долго, а не сиюминутного результата?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru