Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Невезучий Лермонтов

Шацкий Е. Ты – Михаил Лермонтов. Книга-игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Приложение к журналу “Наша школа”, №1, 2002 Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком невезучим. Любой школьник, читавший учебник литературы, знает, что и личная жизнь, и военная карьера поэта складывались не вполне благополучно. Все к одному: болезненность и некрасивость, развод родителей, две ссылки, козни цензуры и нелепая гибель на дуэли в двадцать семь лет.
Не столь очевидно, но показательно: Лермонтову часто не везло и после смерти. Например, в пору перестройки первой из всех станций московского метро переименовали «Лермонтовскую», зачислив поэта в один ряд не только с буревестником революции Горьким, но и с партийными боссами Ждановым и Щербаковым.
Теперь же можно с горечью констатировать: невезение продолжается. Именно эта мысль приходит в голову, когда берешь в руки книжку с угрожающим названием «Ты – Михаил Лермонтов». Авторы «книги-игры для детей среднего и старшего школьного возраста» потрудились на славу. Им удалось создать целостный и необычайно яркий образ фатально невезучего Лермонтова. Особенно много сделал для этого художник А.Распопов. Он, вероятно, добросовестно работал с историческими источниками и прочел у кого-то из мемуаристов, что Лермонтов был невелик ростом и весьма некрасив. Пылкое воображение иллюстратора завершило картину. На обложке книги-игры изображен лысоватый уродец с глубочайшим унынием на лице. Последняя же картинка воспроизводит сцену дуэли, где широкоплечий горец Мартынов вот-вот прицелится в крошечного и изрядно кривоногого Лермонтова, стоящего перед ним в нелепой позе – грудью к противнику, ноги на ширине плеч.
Но вернемся к самому интересному. Почему это, задумывается читатель, лично я – Михаил Лермонтов? Оказывается, автор текста Е.Шацкий придумал необычный дидактический ход. В шести эпизодах книги описываются ситуации из жизни Лермонтова, а читателю предлагается поставить себя на место поэта и принять в каждом случае правильное решение. Например, в связи с расследованием, проводившимся после распространения списков «Смерти поэта»: «Тебе угрожают солдатчиной… ты знаешь, что это убьет твою любимую бабушку. Что ты напишешь в свое оправдание?
а) Что авторство стихов было тебе приписано по ошибке.
б) Что написал стихи недостаточно обдуманно.
в) Напомнишь о распространенном тобою годом ранее стихотворении, в котором ты прославлял российского императора».
В эпоху колоссальной популярности всяческих (в том числе и интеллектуальных) игр неправильно было бы снобистски презирать вкус школьной аудитории.
Если стремиться все-таки не просто развлекать школьников очередной викториной, а закреплять в их памяти самые важные и полезные сведения, игра требует основательной доработки. Как уже говорилось, книга невелика по объему. В шести эпизодах содержатся 24 вопроса: первый всегда связан с жизненно важным решением Лермонтова, остальные имеют более частный характер. Некоторые кажутся случайными: чем различались (в тексте с ошибкой – «отличались») обязанности «белой» и «черной» кухарок; какую часть офицерской формы первоначально носили военнослужащие, ведавшие заготовкой припасов?
Но и существенно важные вопросы, поставленные Е.Шацким, как и сам скупой авторский текст, вызывают печальные раздумья. «…Император увидел имя Н.И.Тургенева… и весь затрясся от злости»; «Лермонтов не позволял наказывать крепостных телесно…»; «При жизни стихи Лермонтова немало страдали от цензуры»… Что называется, коротко и ясно. Поиграв немного в биографию Лермонтова, дети среднего и старшего школьного возраста должны глубоко проникнуться сознанием, которое воспитывала некогда в их ровесниках советская школа: прогрессивный поэт Лермонтов стал жертвой реакционного николаевского режима. Школьные истины прочно оседают в памяти. Попробуй объясни потом взрослому человеку, что дело обстояло далеко не так просто и Лермонтов был жертвой множества обстоятельств, в том числе и собственного тяжелого нрава!
Возражения вызывает и смело избранное Е.Шацким грамматическое второе лицо. Почему бы не спросить учеников, что написал в свое оправдание Лермонтов? Это сделало бы игру менее увлекательной. Но предлагать школьнику ощутить в роли Лермонтова себя самого – не слишком ли это фамильярно по отношению к памяти поэта? Зачем внушать детям и подросткам, что Лермонтов – один из многих, такой же, как все? Вспомним ярость Пушкина, обрушившуюся на толпу, которая ищет у гения общие грехи: «Врете, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы, – иначе!»
К тому же второе лицо порождает мрачные курьезы. Приятно ли школьнику прочесть на первой же странице книги: «Твоя мать умерла рано…»? Это утверждение повторяется, видимо, для закрепления, в начале второго эпизода: «Мать твоя умерла рано, и ты живешь у бабушки…»
В общем, получается сплошное «если бы». Если бы Е.Шацкий (человек, видимо, квалифицированный и творческий) был более свободен от устаревших идеологических догм… Если бы он работал в сотрудничестве с другим художником… Если бы у книги был добросовестный редактор, который исправил бы речевые ошибки и добился элементарного единообразия прописных и строчных букв… Если бы отечественная полиграфия позволяла жандармским мундирам на картинах быть, как и положено, голубыми, а не фиолетовыми…
Пожалуй, при всех этих условиях книга получилась бы недурной, а биография Лермонтова освободилась бы от очередного посмертного невезения.

Евгения БАСОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru