Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Модель. Как много в этом слове...

Бешенков С., Ракитина Е. Моделирование Моделирование и формализация – это всего лишь одна из множества тем школьной информатики, изучаемая зачастую лишь номинально. Всем же известно: модель – это упрощенное представление объекта моделирования, а формализация – операция, понятная на интуитивном уровне…
Книга “Моделирование и формализация” предназначена для педагогов информатико-математического профиля, но уровень “вспашки” темы приводит к постоянным “захватам” культурологического и прочих гуманитарных слоев. Читая книгу, начинаешь понимать, почему попытки сколь-либо развернутых обращений к данной теме в других пособиях всегда отдавали профанацией, – потому что так оно и было. Не случайно уже во “Введении для учителей” авторы отмечают проблему преодоления связанных с моделированием стереотипов – вроде тех, что приведены в начале рецензии.
Конечно, книга эта имеет самое прямое отношение к информационным процессам – так же, как и, скажем, книга Норберта Винера “Кибернетика”. Этим сравнением я хочу подчеркнуть, что, втискивая материал в рамки жанра методического пособия, авторы постоянно держали в поле зрения и общекультурные горизонты. Родствен духу “Кибернетики” и неизменный идейный ориентир на то, что “опираясь на понятие модели и пользуясь простейшими соображениями о моделировании… можно гораздо лучше понять проблемы современного общества” – с. 279.
Итак, эта книга – о моделях во всех аспектах этого слова. О моделях – инструментах познания и о моделях – объектах изучения, о моделях – как новых объектах, отражающих некоторые стороны какой-либо сущности, и о моделях – физических или информационных заменителях реальных объектов. Если жизнь – способ существования белковых тел, то модель – это способ существования знаний, – таков обобщенный результат эволюции этого понятия в ХХ веке. Наконец, из потребности эти знания передать возникают те или иные информационные модели – описания исходного объекта (системы) на языке кодирования информации. Конечно, информационные модели и используемые для их создания методы формализации занимают в книге центральное место.
Несколько слов о структуре книги. Содержание отражает ее неполно: параграфы в нем не рубрицированы. Между тем каждый параграф разбит на несколько рубрик (могут присутствовать не все из них): “Понять”, “Знать”, “Уметь”, “Вопрос – проблема”, “Интересный факт” и “Расширь свой кругозор”. Такое рубрицирование позволило авторам своевременно разбавлять монотонный методический стиль с определениями, примерами и заданиями стилем научно-популярного эссе. Такое разноуровневое рассмотрение предмета не просто улучшает его усвоение, но и поддерживает должный уровень интереса к предмету, побуждает к творческому его использованию.
А теперь о самом главном. Оно – в рассмотрении мировоззренческого аспекта формализации и моделирования и кроящегося в нем важного воспитательного потенциала. Я называю это самым главным, вполне согласуясь с мнением авторов книги: “Важность мировоззрения человека в жизни настолько велика, что с развитием информационной индустрии возникло искушение конструировать его по вполне определенному плану, имея в виду вполне определенные цели, используя вполне определенные средства” – с. 271. “Конструирование мировоззрения” подобно конструированию формального языка, где в качестве знаков берутся понятия одновременно и малоопределенные, допускающие вариативную трактовку, и имеющие укорененную традицию “положительного” смысла. Например, “свобода”, “демократия”, “справедливость” и т.д. С точки зрения теории формализации “конструирование мировоззрения” опирается на отрицание того, что авторы называют “основным тезисом формализации” (возможность разделения объекта и его обозначения (имени) и вытекающая отсюда возможность множественности имен объекта). Антитезис утверждает, что имя объекта выражает его суть (и притом единственным образом). Простейший прием, опирающийся на данный антитезис, – внедрение иноязычных имен-аналогов для закрепления “нужных” смысловых ассоциаций: “брокер”, “киллер”, “дилер” (что на самом деле есть “биржевой делец”, “наемный убийца”, “перекупщик”). Так, почти незаметно создается основа для самостоятельной жизни слова вне его смысловых корней, снимается необходимость для личности анализировать и выявлять наиболее адекватный смысл имен, использованных в предлагаемых ему моделях событий.
Свое кредо авторы декларируют прямым текстом: “Мы вполне согласны с тем, что гражданский долг учителя состоит в раскрытии внутренней сути таких широко распространенных в информационном обществе социальных информационных технологий (базирующихся на создании и повсеместном распространении информационных моделей), как реклама, маркетинг, public relations (PR), имиджмейкерство и т.д.” – с. 20. Мимо подобной же внутренней сути не смог когда-то пройти и автор “Кибернетики”, писавший в ней о средствах связи: “Помимо своего непосредственного значения как средств связи все они служат другим, вторичным целям. Газета – средство рекламы и средство наживы для ее владельца, так же, как кино и радио… В таком обществе, как наше, открыто основанном на купле и продаже… эти вторичные стороны средств связи все более вытесняют их основное назначение”.
С тех пор прошло 54 года, но проблема использования средств связи для манипулирования сознанием только многократно обострилась. Отсюда важность поставленной в пособии цели:
“Когда обучаемый знакомится с новой моделью, будь то учебная ситуация или сообщение СМИ, он должен четко разграничивать объект моделирования, саму модель и средства языка моделирования. Кроме того, он должен понимать, что у разработчика модели были определенные цели… что информация, полученная при исследовании этой модели, требует оценки перед ее применением” – с. 23. Ибо: “Понимание того, что средства массовой информации (СМИ) предоставляют нам всего лишь авторские модели событий, что цели этого моделирования могут быть совершенно не связаны с адекватным отражением действительности, способствует выработке рационального критического отношения к общественной жизни…” – с. 19–20.
…А приятно все-таки сознавать, что не просто рецензию пишешь, а прямо-таки “информационную модель” творишь!

Андрей МАРГУЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru