УЧЕБНИКИ
Модель. Как много в этом слове...
Моделирование и формализация – это
всего лишь одна из множества тем школьной
информатики, изучаемая зачастую лишь номинально.
Всем же известно: модель – это упрощенное
представление объекта моделирования, а
формализация – операция, понятная на
интуитивном уровне…
Книга “Моделирование и формализация”
предназначена для педагогов
информатико-математического профиля, но уровень
“вспашки” темы приводит к постоянным
“захватам” культурологического и прочих
гуманитарных слоев. Читая книгу, начинаешь
понимать, почему попытки сколь-либо развернутых
обращений к данной теме в других пособиях всегда
отдавали профанацией, – потому что так оно и
было. Не случайно уже во “Введении для учителей”
авторы отмечают проблему преодоления связанных
с моделированием стереотипов – вроде тех, что
приведены в начале рецензии.
Конечно, книга эта имеет самое прямое отношение к
информационным процессам – так же, как и, скажем,
книга Норберта Винера “Кибернетика”. Этим
сравнением я хочу подчеркнуть, что, втискивая
материал в рамки жанра методического пособия,
авторы постоянно держали в поле зрения и
общекультурные горизонты. Родствен духу
“Кибернетики” и неизменный идейный ориентир на
то, что “опираясь на понятие модели и пользуясь
простейшими соображениями о моделировании…
можно гораздо лучше понять проблемы
современного общества” – с. 279.
Итак, эта книга – о моделях во всех аспектах
этого слова. О моделях – инструментах познания и
о моделях – объектах изучения, о моделях – как
новых объектах, отражающих некоторые стороны
какой-либо сущности, и о моделях – физических или
информационных заменителях реальных объектов.
Если жизнь – способ существования белковых тел,
то модель – это способ существования знаний, –
таков обобщенный результат эволюции этого
понятия в ХХ веке. Наконец, из потребности эти
знания передать возникают те или иные
информационные модели – описания исходного
объекта (системы) на языке кодирования
информации. Конечно, информационные модели и
используемые для их создания методы
формализации занимают в книге центральное место.
Несколько слов о структуре книги. Содержание
отражает ее неполно: параграфы в нем не
рубрицированы. Между тем каждый параграф разбит
на несколько рубрик (могут присутствовать не все
из них): “Понять”, “Знать”, “Уметь”, “Вопрос –
проблема”, “Интересный факт” и “Расширь свой
кругозор”. Такое рубрицирование позволило
авторам своевременно разбавлять монотонный
методический стиль с определениями, примерами и
заданиями стилем научно-популярного эссе. Такое
разноуровневое рассмотрение предмета не просто
улучшает его усвоение, но и поддерживает должный
уровень интереса к предмету, побуждает к
творческому его использованию.
А теперь о самом главном. Оно – в рассмотрении
мировоззренческого аспекта формализации и
моделирования и кроящегося в нем важного
воспитательного потенциала. Я называю это самым
главным, вполне согласуясь с мнением авторов
книги: “Важность мировоззрения человека в жизни
настолько велика, что с развитием информационной
индустрии возникло искушение конструировать его
по вполне определенному плану, имея в виду вполне
определенные цели, используя вполне
определенные средства” – с. 271.
“Конструирование мировоззрения” подобно
конструированию формального языка, где в
качестве знаков берутся понятия одновременно и
малоопределенные, допускающие вариативную
трактовку, и имеющие укорененную традицию
“положительного” смысла. Например, “свобода”,
“демократия”, “справедливость” и т.д. С точки
зрения теории формализации “конструирование
мировоззрения” опирается на отрицание того, что
авторы называют “основным тезисом
формализации” (возможность разделения объекта и
его обозначения (имени) и вытекающая отсюда
возможность множественности имен объекта).
Антитезис утверждает, что имя объекта выражает
его суть (и притом единственным образом).
Простейший прием, опирающийся на данный
антитезис, – внедрение иноязычных имен-аналогов
для закрепления “нужных” смысловых ассоциаций:
“брокер”, “киллер”, “дилер” (что на самом деле
есть “биржевой делец”, “наемный убийца”,
“перекупщик”). Так, почти незаметно создается
основа для самостоятельной жизни слова вне его
смысловых корней, снимается необходимость для
личности анализировать и выявлять наиболее
адекватный смысл имен, использованных в
предлагаемых ему моделях событий.
Свое кредо авторы декларируют прямым текстом:
“Мы вполне согласны с тем, что гражданский долг
учителя состоит в раскрытии внутренней сути
таких широко распространенных в информационном
обществе социальных информационных технологий
(базирующихся на создании и повсеместном
распространении информационных моделей), как
реклама, маркетинг, public relations (PR), имиджмейкерство
и т.д.” – с. 20. Мимо подобной же внутренней сути не
смог когда-то пройти и автор “Кибернетики”,
писавший в ней о средствах связи: “Помимо своего
непосредственного значения как средств связи
все они служат другим, вторичным целям. Газета –
средство рекламы и средство наживы для ее
владельца, так же, как кино и радио… В таком
обществе, как наше, открыто основанном на купле и
продаже… эти вторичные стороны средств связи
все более вытесняют их основное назначение”.
С тех пор прошло 54 года, но проблема
использования средств связи для манипулирования
сознанием только многократно обострилась.
Отсюда важность поставленной в пособии цели:
“Когда обучаемый знакомится с новой моделью,
будь то учебная ситуация или сообщение СМИ, он
должен четко разграничивать объект
моделирования, саму модель и средства языка
моделирования. Кроме того, он должен понимать,
что у разработчика модели были определенные
цели… что информация, полученная при
исследовании этой модели, требует оценки перед
ее применением” – с. 23. Ибо: “Понимание того, что
средства массовой информации (СМИ) предоставляют
нам всего лишь авторские модели событий, что цели
этого моделирования могут быть совершенно не
связаны с адекватным отражением
действительности, способствует выработке
рационального критического отношения к
общественной жизни…” – с. 19–20.
…А приятно все-таки сознавать, что не просто
рецензию пишешь, а прямо-таки “информационную
модель” творишь!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|