Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
НЕШТО ПОПРОБОВАТЬ? 

Что бы там в передовых методичках ни писали, у каждого учителя, конечно же, свой диапазон дидактических предпочтений.
У одного душа лежит к лекционной форме урока, у другого – к игровой, а третий считает самым важным, чтобы его ученики как можно лучше набили руку на практических заданиях.
Есть такие учителя, которые любой предлог используют для погружения учеников в материал. В том числе и игры. И это здорово. Хотя здесь учителя подстерегает опасность – в погоне за углублением, расширением, закреплением, повторением впасть в излишнюю серьезность, наукообразие, дидактизм, тем самым засушив игру. А есть учителя, которые, напротив, в поисках живости, легкости, развлекательности невольно уводят учеников от учебного материала. Ученики как бы по касательной проходят мимо предмета, теряя вкус к возможности в нем поковыряться, покумекать, сделать собственные открытия. Хотя, конечно, такой стиль в разумных дозах – отличная профилактика от школьной рутины, зауми, учебного переутомления.
Для сегодняшнего выпуска мы выбрали два учительских рассказа, которые, на наш взгляд, неплохо иллюстрируют эти две профессиональные тенденции – к серьезному углублению «по Сальери» и к легкомысленному отвлечению «по Моцарту». Насильно, как известно, мил не будешь, и мы далеки от мысли уговаривать наших читателей делать что-то, к чему сердце не лежит. Мы всего лишь решили устроить вам возможность увидеть как в зеркале свою дидактическую тенденцию, понять границы своего профессионального диапазона – для того чтобы обновить представление о «зоне ближайшего развития» (Выготский).
И тогда любой, даже самый маленький, шажок в эту зону будет расширением границ личного диапазона. И тогда, глядишь, какой-нибудь чересчур ответственный физик, математик или словесник рискнет на своем уроке вывести класс на улицу (как это сделала В. Гусева), чтобы формулы, уравнения, геометрические фигуры или словарные слова чертить на снегу. А какой-нибудь учитель-затейник увидит возможность любое развлечение наполнить учебным материалом (как это сделал С. Банников).
Ну а мы будем по-прежнему терпеливо ждать рассказов о том или ином расширении вашего учительского диапазона, помня, что называть вещи своими именами ой как трудно.
Валентина ГУСЕВА
с. Кладово, Ярославская обл.

Репортажи с морозца

Дорогие Мария Владимировна и Вячеслав Михайлович, здравствуйте!
Не отозваться я не могла, уж очень азартно прозвучал ваш призыв присылать «репортажи с морозца» (“ПС” №15, 2002).
Дело в том, что в нашей школе есть традиция – один из зимних дней полностью посвящать играм на воздухе. Раньше это был день школьной «Зарницы», но и тогда, когда «Зарницы» приказали долго жить, традиция не умерла. Дети ждут этого дня, как самого большого праздника. Наш физкультурник В.П.Киселева – неутомимая выдумщица. Вы бы только видели, как дети играют в снежки прямо в школьном коридоре, используя вместо настоящих снежков кусочки пенопласта...

Кубики в сугробе

Порой, для того чтобы все свершилось, произошло, хватает какой-то самой малой малости, пустячка. Снегопада, например...
Накануне мы с ребятами выбрали снежное поле и, набродившись по нему до умопомрачения, спрятали в сугробы разноцветные детские кубики. Измученные и усталые, приползли домой и начали ждать. А небо, как назло, звездное, ни малейшего намека на снегопад.
Засыпала я, гоня прочь невеселые мысли. Утром, боясь приблизиться к окну, чуть ли не шепотом: «Ну что там?» И мамин голос: «Да бело, бело все, устала с крылечка сметать...»
Выбегаю на улицу и глазам своим не верю: снежное царство! Будет теперь моим пострелятам работы!
Задача была поставлена простая, проще некуда – какая команда больше кубиков отыщет.
Роют снег ногами, руками и носами (случается) – аж пар валит!.. Каждая находка – вопль радости!
Кубики были найдены, конечно, не все – вот и повод весной еще раз сходить на это поле и вспомнить нашу зимнюю вольницу.

Валя плюс Дима...

Многие страницы школьной жизни стерлись в моей памяти, отгорели, потухли, а вот такой пустячок, как «Валя + ...», живет и светит из прошлого.
Так почему бы не попробовать подарить этот огонек моим сегодняшним ученикам? Что для этого надо? А почти ничего – поле побольше да снег поглубже.
И вот класс на улице. Деление на команды и задача: написать шагами чьи-то инициалы, соединив их вечным плюсом. И размер букв, и время исполнения, и аккуратность (никаких лишних шагов!), и слаженность команды – все имеет смысл.
Задание дается без предварительной подготовки, поэтому сначала – период шушуканья. Каждому хочется стать героем снежного романа, а страшно – жуть!
Помню, как грустно брела малышка из четвертого класса: ни одна буковка ее имени не попала на белую скатерть: старшеклассники опередили и, как она ни ершилась, не послушали. Я ей шепнула, что у нее еще все впереди. Успокоилась. Вот уже и хохочет, превращая снежную целину в сплошное месиво...
Закончив, долго любовались. Чем это было для них? Для кого-то озорством, просто разминкой, а для кого-то, может быть, откровением, первым признанием в любви.

Гонки по снежным трассам

Нынешние дети очень рано прощаются с игрушками: видимо, пора школьного ученичества как-то мало располагает к общению с ними. И кочуют они сначала на полку повыше, потом на чердак, а то и вовсе в мусорный ящик. А ведь каждая игрушка – это кусочек детства. Так не рискнуть ли дать игрушкам вторую жизнь?
Пускаю по школе клич: «Приносите завтра машинки!». Призыв услышан и подхвачен. Решили провести гонки по снежным трассам. Нравится всем, особенно мальчишкам, но и девочки не против.
Многообразие марок и разная степень проходимости никого не смущали, лишь бы веревки были одинаковой длины. Быстрота, с которой хозяин накручивал веревку на карандаш, и определяла скорость движения машины.
Аварии, сбои, перевороты, наезды – все, как на настоящей трассе. И волнение, и боль проигрыша, и восторг победы – все настоящее.
И если после таких гонок игрушка не отправится сразу на чердак или в мусорку, а совершит второй круг своей игрушечной жизни – это и будут мгновения возвращенного детства.


Реплика «Режиссуры урока». А давайте пофантазируем... Представьте, что это не просто зимняя школьная традиция, а ваш обычный урок. И тогда шагами на снегу можно вытаптывать не только «Валя +...», но и словарные слова, формулы или примерчики для устного счета. И не только в одиночку, но и группами, например, «паровозиком».
Или вот те же самые пластмассовые кубики. Представьте: каждая группа на этих кубиках (или дощечках, картонках, бутылках из-под пепси и так далее) малюет маркерами свои задания: решить уравнение, подчеркнуть члены предложения, доказать теорему, вставить пропущенное в текст или в формулы и тому подобное. Затем выходит во двор, тайком от других команд хоронит свои секретики в укромных местах (например, в сугробе) и составляет маршруты поиска от дверей школы. (Если вы математик, то предложите командам свои путеводители изобразить в чертежах, если словесник – в словесах: русских, английских, немецких и так далее.) После чего команды обмениваются своими путеводителями и начинают поиски секретиков, чтобы выбрать из них самые-самые: самый каверзный, самый занудный и самый интересный. Свою точку зрения нужно будет доказать другим командам.
Мечтать, как говорится, не вредно. Но если кто и вправду отважится на подобную дидактическую выходку, то пусть одевается теплее – зима-то нынче вон какая!

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru