Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНДЕГРАУНД 

Что бы там в передовых методичках ни писали, у каждого учителя, конечно же, свой диапазон дидактических предпочтений.
У одного душа лежит к лекционной форме урока, у другого – к игровой, а третий считает самым важным, чтобы его ученики как можно лучше набили руку на практических заданиях.
Есть такие учителя, которые любой предлог используют для погружения учеников в материал. В том числе и игры. И это здорово. Хотя здесь учителя подстерегает опасность – в погоне за углублением, расширением, закреплением, повторением впасть в излишнюю серьезность, наукообразие, дидактизм, тем самым засушив игру. А есть учителя, которые, напротив, в поисках живости, легкости, развлекательности невольно уводят учеников от учебного материала. Ученики как бы по касательной проходят мимо предмета, теряя вкус к возможности в нем поковыряться, покумекать, сделать собственные открытия. Хотя, конечно, такой стиль в разумных дозах – отличная профилактика от школьной рутины, зауми, учебного переутомления.
Для сегодняшнего выпуска мы выбрали два учительских рассказа, которые, на наш взгляд, неплохо иллюстрируют эти две профессиональные тенденции – к серьезному углублению «по Сальери» и к легкомысленному отвлечению «по Моцарту». Насильно, как известно, мил не будешь, и мы далеки от мысли уговаривать наших читателей делать что-то, к чему сердце не лежит. Мы всего лишь решили устроить вам возможность увидеть как в зеркале свою дидактическую тенденцию, понять границы своего профессионального диапазона – для того чтобы обновить представление о «зоне ближайшего развития» (Выготский).
И тогда любой, даже самый маленький, шажок в эту зону будет расширением границ личного диапазона. И тогда, глядишь, какой-нибудь чересчур ответственный физик, математик или словесник рискнет на своем уроке вывести класс на улицу (как это сделала В. Гусева), чтобы формулы, уравнения, геометрические фигуры или словарные слова чертить на снегу. А какой-нибудь учитель-затейник увидит возможность любое развлечение наполнить учебным материалом (как это сделал С. Банников).
Ну а мы будем по-прежнему терпеливо ждать рассказов о том или ином расширении вашего учительского диапазона, помня, что называть вещи своими именами ой как трудно.
Сергей БАННИКОВ,
учитель географии и физики

Клин клином

От полного неприятия к конкурсу и чествованию победителей

Раньше я считал, что шпаргалка – явный вред, поскольку ученик надеется не на свои силы, а на помощь извне. Теперь – что шпаргалка может быть вариантом подготовки ученика к экзамену, контрольной и так далее, поскольку является каким-никаким, а конспектом. Ведь, чтобы сделать шпаргалку, надо ознакомиться с материалом как минимум два раза: первый – чтобы получить общее представление о содержании, второй – для собственно конспектирования. Только освоив азы написания конспекта, можно составить грамотную, толковую шпаргалку.

Случайная идея

Второй год подряд в старших классах провожу конкурс шпаргалок. Это объясняется устоявшимся именно в старших классах отношением к учению как к процессу добывания знаний, психологической готовностью к альтернативным формам обучения, а также сформировавшимися навыками работы с источниками информации.
Идея конкурса возникла совершенно случайно и принадлежит отнюдь не мне, а была подсмотрена в одной из телевизионных передач, где преподаватель какого-то института рассказывал о коллекции шпаргалок, собранных за период работы. Я спросил себя: «А почему бы не провести такой конкурс в стенах школы?».
Поначалу моя затея повергла ребят в шок. Разве подобное возможно? И почему вдруг именно шпаргалки? Для себя я ответил на эти вопросы так: да, возможно, поскольку подобный конкурс позволит учителю быть в курсе новейших изобретений в области шпаргалок. Второе: эта форма работы является дополнительным средством мотивации детей к учению. Ведь при разборе разных вариантов шпаргалок каждый участник конкурса делился опытом написания краткого конспекта, каковым является шпора, и его применения на деле.
Зная мое отрицательное отношение к шпорам, многие приняли объявление о конкурсе как шутку или как подвох. Но когда на следующем уроке я на полном серьезе предложил обсудить условия предстоящего зачета-конкурса, все сомнения развеялись.
Критерии, по которым рассматривается работа, сложились такие:
– соответствие подобранного для шпаргалки материала изучаемой теме;
– полнота освещения темы;
– качество камуфляжа;
– остроумность авторского решения.
Когда оговаривали объем материала, я схитрил, намеренно увеличив объем учебного материала, чтобы ребята могли сделать выборку – классифицировать и синтезировать материал, убрав все лишнее, оставив только самое важное.
Победители конкурса награждались оценками. Причем ребята сами должны были сообща выбрать три самые-самые шпоры, а их авторы – получить пятерки в журнал. Кстати, обиды на то, что не всем поставлены оценки, не было и в помине. Эмоциональный настрой в классе, как мне кажется, был таков, что оценка не являлась основным мотивом деятельности. (А когда в педагогике оценка отходит на второй план, а главным становится заинтересованность в работе, то повышается результативность обучения в целом.)
Разумеется, использование шпаргалки не является панацеей от плохой оценки. Но оно дает ребенку возможность опираться на собственные силы, а учителю – сделать еще шаг в формировании у учеников стабильной положительной мотивации к учению.
Парадоксом для меня поначалу было то, что потом, при проверке домашнего задания по этому материалу БЕЗ использования шпаргалки, результативность работы всегда была на порядок выше, чем обычно. Почему? Очевидно потому, что подготовка к уроку шла через задание, заинтересовавшее ребят.

Типология шпор

В этом учебном году на конкурс были представлены 30 шпаргалок. Что продолжает поражать – так это полет конструкторской фантазии ребят (а ведь развитие в детях творческого начала является, как известно, одной из важных задач педагогики в целом). Образцы почти не повторялись!
1. «Простой карандаш». На простом карандаше, желательно темного цвета, надписывается необходимый материал. Достоинством является то, что данный предмет имеет место быть на каждом уроке, а потому не вызывает опасений со стороны учителя. Недостаток – малая площадь поверхности карандаша, следовательно, малый объем информации.
2. «Книжечка». Это наиболее распространенный вид шпоры. Размер книжечки зависит от места ее закладки. Место может быть произвольным: от футляра из-под очков до браслета от часов.
3. «Пропуск». Во многих школах существует пропускная система. На обратную сторону пропуска наносится необходимый материал.
4. «Веер». Листок со шпорой складывается веером и с обеих сторон прикрепляется к ножкам циркуля либо измерителя.
5. «Трубочка». Листок сворачивается в виде трубочки. В качестве контейнера используются шариковая ручка, корешок учебника и так далее.
6. «Кольцо». Листок сворачивается под ширину кольца и аккуратно размещается под него.
7. «Стелька». Здесь возможны два варианта:
а) стелька закрепляется внутри ботинка. Чтобы считать информацию, надо вынуть ногу из ботинка.
б) стелька закрепляется на подошве ботинка. Положив ногу на ногу, можно считать информацию.
8. «Ластик». И здесь было два варианта:
а) ластик разрезается пополам, затем в прорезь вкладывается листок с информацией.
б) текст наносится на сам ластик.
9. «Линейка». На линейку наклеивается лист с текстом или на ее поверхность наносятся надписи. Лучше использовать металлическую линейку и простой карандаш. В этом случае надпись легко удаляется движением пальца.
10. «Часы». Вместо рисунка на циферблат наносится информация. Недостатком является малый ее объем.
11. «Липучка». На тыльной стороне парты, стула соседа закрепляется лист с помощью скотча или жвачки.
12. «Невидимка». При распущенных волосах один из локонов закалывается невидимкой. Лист с текстом прячется в волосах.
13. «Ногти». Информация наносится на окрашенные лаком ногти. Цвет надписи должен сочетаться с фоном ногтей.
14. «Рукав». Шпаргалка закрепляется булавкой к внутренней стороне рукава с помощью резинки. При необходимости резинка растягивается, и лист с текстом свободно перемещается в рукаве.
15. «Плейер». Текст записывается на кассету и через наушник воспроизводится. Шнур с наушником пропускается через рукав и прячется в ладони или маскируется в распущенных волосах.
16. «Очки». На стекла очков наносится текст. При размещении очков на светлой поверхности текст легко считывается.
17. «Диск». Текст наносится на обратной стороне CD-диска.
18. «Цветочный горшок». Ученик, сидящий около подоконника с цветами, заблаговременно простым карандашом наносит на цветочный горшок текст, а затем, как бы оглядываясь по сторонам, этот текст считывает.
19. «Калькулятор». В окошке калькулятора размещается лист с текстом, перемещающийся с помощью двух барабанов.
20. «Платок». На пестрый носовой платок наносится текст. Смахивание пылинки с лица не вызывает подозрения.
21. «Сигарета». Свернутый трубочкой листок с текстом камуфлируется под сигарету.
По мнению ребят, победила шпаргалка-«сигарета», которую автор лихо засунул за ухо.
Победитель конкурса получил зачет-автомат.

Тем учителям, кто категорически ПРОТИВ шпаргалок, представленная типология, может быть, поможет вовремя разобраться в манипуляциях учеников на уроке. Врага, так сказать, надо знать в лицо!
А мне кажется, что проведение подобных конкурсов, во-первых, укрепляет непринужденную атмосферу делового сотрудничества между учителем и учениками и, во-вторых, повышает интерес к предмету, а значит, и качество знаний.

Парадокс как перспектива

Примечательно, что пользуются шпаргалками в основном хорошисты и отличники. Подобное открытие я сделал для себя, поговорив с ребятами, постоянно пользующимися шпаргалками. Больше всего поразило то, что процент успешных учащихся среди пользователей шпаргалок доходит до 90%. Парадокс!
А ответы, оказывается, лежат на поверхности и просты, как этот мир: «Родители хотят хороших оценок», «Для поддержания имени». Это троечники надеются на свой жизненный опыт, на природную смекалку и изобретательность, а хорошист зациклен на ситуации постоянного успеха. Троечник выработал своеобразную психологическую защиту от неудач. Отличник в большей степени подвержен психологическим срывам из-за краха авторитета, имени, результата деятельности.
Уверен, что учитель должен выработать вместе с учениками убеждение о временном характере неудач, уверенность в собственных силах, веру в положительный результат.

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru