Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Массовая школа существует уже не одно столетие, но некоторые важнейшие для образования феномены до сих пор остаются фактически неизученными. Один из них – феномен понимания учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный процесс невозможен. Но что педагогика знает о природе понимания? Как оно возникает? От чего зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам, чтобы затем продолжить разговор в одном из следующих номеров и, может быть, найти конкретные ответы.

Искра ШЕСТАКОВА,
практический психолог образования,
руководитель центра профессиональной переподготовки “МГУ-Генезис”

Пять причин, превращающих урок в бессмысленный набор слов

1. Понимание учебного материала прочно связано с мотивацией к учебе.
Есть учителя, которые, зная это, стараются выявлять интересы ученика, для чего находят связи личного опыта ребенка с предметными знаниями и с помощью определенных технологий трансформируют этот опыт в интерес к предмету.

2. Следующая линия понимания – психологическая – связана с установлением контакта между учеником и учителем. Ведь педагогика – наука личностно-ориентированная. И живой интерес учителя к ребятам часто является фасилитатором понимания. Как устанавливать контакт с ребенком, классом – это отдельный разговор, это работа учителя с собственными ценностями, установками, и если она не проводится – понимания учебного материала на уроке не будет.
Но учитель – живой человек, и почти всегда в классе есть ученики, которые ему безразличны. В этом нет ничего страшного, но здесь важно, как учитель с этим своим безразличием работает.
Кроме того, важно помнить, что установление контакта – это всегда двусторонний процесс. Когда же контакта с ребятами нет, то на “внутреннем языке” учитель сам себе понятен, а для ребят нет.

3. Что касается учебного материала, то может показаться странным, но учителя часто не дают его смысловых связок. Тогда у детей возникает барьер понимания, потому что у учителя каждый раз не спросишь – это нарушение негласной этики.
Например, в математике часто бывает, что одиннадцатиклассник и не догадывается, что графики и уравнения – это одно и то же. Потому что смысловой связки учитель не дал.

4. Иногда и у очень опытных учителей, проработавших в школе много-много лет, ребята не понимают материала. Учитель в панике: почему? Происходит это, когда многократно объясненный учебный материал для учителя как бы свернулся и стал предельно очевидным. Тогда учитель при объяснении демонстрирует не предметное мышление, а его готовый продукт. Особенно этим грешат опытные химики, математики, биологи. Они просто сообщают ребятам набор сведений, которые нужно не понять, а запомнить. В этом случае, слушая учителя, следя за его мыслью, ученик сам не может постепенно, слой за слоем воссоздать объект понимания. Ведь когда человек мыслит вслух и когда он говорит готовыми суждениями – это разное. Понимать готовое суждение ребенку трудно.

5. Теперь немного о связи понимания с особенностями мышления ребенка, подростка. Учитель – взрослый человек, и мышление у него взрослое. Маленькому же ребенку, чтобы понять объект интереса, нужно им манипулировать. К сожалению, и отечественная, и зарубежная школы построены на работе ребенка с печатными текстами. Исследования же психологов показывают, что доминирующий канал получения информации у большинства людей – вербальный. А если ребенок к тому же правополушарный, левша и кинестетик, то школа совершенно проигнорирует его особенности и понимание им учебного материала на уроке будет идти с огромным трудом.
Как правило, школьный урок нацелен на запоминание, а не на понимание. Процесс понимания остается скрытым для ученика. Мало кто из учителей выясняет, что именно ученик понял и как он это понял, как он воссоздает ту конструкцию, которую ему рассказывает учитель. Серьезная задача понять и не стоит на уроке ни перед учителем, ни перед учеником. Проверяют то же запоминание. В лучшем случает идет разговор о понимании причинно-следственных связей текста учебника. Не исторических событий, не живого человеческого организма, не природы. Учитель старается, чтобы ученик понял текст, а не ту живую жизнь, которая за ним стоит и ради понимания которой, собственно, и был написан этот текст.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru