Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Хайку по биологии, синквейны по физике...

Любой предмет меняется, если научиться писать о нем стихи

Пять строк

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов.
Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но мы, педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

С и н к в е й н

Учитель
Добрый, знающий
Учит, воспитывает,
помогает
Старый друг лучше
новых
Мастер

Ученики
Шумные, активные
Учатся, занимаются,
познают
Без труда не выловишь рыбку
Подопечные

«Ну и при чем здесь стихи?» – спросите вы. А это действительно стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании, как вы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
УЧИТЕЛЬ
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
МАСТЕР
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Попробуйте придумать свои синквейны на темы: ученик, учитель. Отметим, что не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста:

Циклон
Бушующий, ревущий
Закручиваясь в вихре
смерти
Сражается
с жестокостью
Ужаса

Ветры
Теплые и струящиеся
Заставляют качаться
цветы
Всегда качаясь
и окутывая
Так нежно

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как малыши-первоклассники, так и выпускники-одиннадцатиклассники. Причем школьники пишут синквейны не только на уроках литературы или истории. Например, выпускники на уроке физики после изучения темы «Электромагнитная индукция» написали проверочную работу в форме синквейнов.
Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один из школьников написал такой синквейн:

Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица

Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Так, на одном из уроков истории дети написали синквейны, среди которых был и такой:

Революция
Беспощадная, кровавая
Крушит, уничтожает всех
Не дай нам Бог
Смерть

Учительница сразу отметила, что в настроении ребят присутствует некоторая агрессия. Это позволило ей скорректировать дальнейший ход урока.
Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.
Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.
Для начала лучше потренироваться на более простых темах, например еда, брат, выходной. А потом переходите к более важным для обучения терминам.

Хайку
Существует много разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Хайку (или хокку) – это японская стихотворная форма в три строки.
В классическом хайку в первой и третьей строках – по пять слогов. Во второй – семь слогов. Хайку обычно выражает первое впечатление писателя от окружающего мира или какого-то события.

Нежный, заботливый,
Мягкий ветерок играет среди берез,
Дружески дующий ветер.
Школьникам можно предложить написать хайку
по такой схеме:
Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или
«Я видел» кого-то или что-то
Я БЫЛ ЛИСТОМ
Строчка 2: Место и действие (где и что делал)
РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУ
Строчка 3: Определение (как?)
НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Попробуйте написать хайку на темы: осенний лес, холодный камень, жареный цыпленок. Важно не только написать стихотворение, но и обнародовать его. Прочитайте стихотворения своим родственникам, друзьям.

Диаманты
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2:
определение
(2 прилагательных)
строчка 3: действие
(3 причастия)

строчка 4: ассоциации
(4 существительных)

строчка 5: действие
(3 причастия)

строчка 6: определение
(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

ЛИСТ ДЕРЕВА

рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий

жара, движение,
солнце, пища

увядающий, замедленный, туманный

коричневый, старый

смерть

 

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.
Стихи можно не только писать, но и рисовать. При этом нет необходимости заменять слова на символы. Американские педагоги в книге «Инвайронментальное образование в школах» предлагают интересный художественный ход, который с успехом может быть использован особенно для работы с младшими школьниками.
Пусть ребята представят стайку рыб в море. Попросите их назвать все прилагательные, которые характеризуют эту стайку рыб. Они могут сказать такие слова, как: серебристый, играющий, юркий, гладкий, стремительный, плывущий. Записывайте их на доске.
А теперь попросите представить этот косяк рыб, нарисовать мысленно картинку его движения в море. Каждый может высказать свои представления. Они могут быть такими: Солнечным днем у поверхности воды быстро движется стайка серебристых рыбок.
После этого объясните своим ученикам, что слова можно написать так, чтобы они по форме напоминали стайку рыб в море. Напишите их вместе с ребятами.

Можно дать ученикам похожее задание и на более сложную тему, например химическая реакция.
Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи. В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания.
Я уверен, что писать синквейны, хайку, диаманты может каждый. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

Сергей ЗАИР-БЕК,
кандидат педагогических наук,
исполнительный директор программы РКМЧП в России

Полностью этот материал вы сможете прочитать в книге “Учим детей мыслить критически” (авторы: И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская), выходящей в издательстве “Семантика” (Санкт-Петербург) в 2003 году.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru