Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

“Самые лучшие уроки случаются неожиданно”

Так пишут в своих новогодних отчетах-сочинениях американские учителя

Почти все школы в разных точках земного шара выпускают новогоднюю газету, стенную или компьютерную. Конечно, всегда такая газета создает праздничное, веселое настроение, но часто ли в ней можно прочитать действительно содержательные материалы? А между тем газета – это прекрасная возможность продемонстрировать освоенные на уроках новые жанры и оригинальные формы. Учитель превращается из строгого контролера в рядового автора. Именно газета помогает открыто и в то же время неофициально заявить о своих целях, проблемах, о своих чувствах, наконец. Сказать то, что бывает трудно произнести на уроке – ученику перед учителем, педагогу перед детьми.

В последние годы среди словесников разных стран распространилась мода на сочинение «фигурных поэм» на уроках. Это не традиционные четверостишия, а стихи в форме елочек, звезд, шаров. Юным поэтам нелегко выражать свои чувства в замысловатых геометрических формах, зато растет мастерство компьютерного набора. Вот пример подобного творчества, опубликованный в одной американской газете.

Рождество
Прекращает ссоры,
Собирает старых друзей,
Подозрения сменяет верой,
Подобной блеску ярких огней.
Оно нам пишет добрые письма,
Приносит много чудесных подарков.
Рождество дарит тихие истины: не стоит
Обманывать и спешить, на зависть времени нет,
Лишь бы успеть простить врагам и увидеть свет.
Давайте выслушаем друг друга, признаем неправоту.
Постараемся понять ближнего и подумать о нем, не о себе.
Давайте улыбнемся. Еще разок. Это круто – жить на земле.
Не стоит стесняться радоваться красоте и разнообразию.
Скажи о любви.
Скажи еще раз.
Еще раз.

Возможно, перед нами не шедевр, некоторые стихи подписаны целыми коллективами – ребята их обсуждали и составляли вместе. Забота о сложной форме, о непростом техническом исполнении вроде бы отодвинула на второй план содержательную сторону. На самом деле подросткам выражали свои чувства более свободно, не боясь осуждения и пристального разбора каждого слова. Ведь все заняты «елочкой».
Педагоги той же школы предложили родной газете вольный пересказ любимого библейского сюжета, чтобы немножко пожаловаться ученикам и коллегам и в то же время заявить решительный протест против бюрократических формальностей.
«Христос вел своих учеников на гору. И собрал их вокруг себя. И начал говорить: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны милостивые… Блаженны миротворцы…”
Тут Павел перебил:
– Мы должны все это записать?
– Мы должны все это выучить? – спросил Андрей.
– А это всем надо учить? – поинтересовался Петр.
– А что будет, если мы не выучим? – прошептал Фома.
– А когда мы пойдем дальше? – подпрыгивал Матфей.
– А это пригодится в жизни? – удивился Иуда.
Вдобавок фарисей, оказавшийся случайно рядом, попросил Иисуса показать план занятия с ясно сформулированной целью, познавательными и воспитательными задачами… И заплакал Иисус».
Учитель из Нью-Джерси попросил ребят написать для газеты в канун Рождества не стихи, а сочинение – размышление о жизненных целях, принципах. И сам тоже выполнил это задание. Ему хватило смелости начать с довольно дерзкой фразы, без длинных вступлений.
«Я не учу английскому. Я учу детей. И это бесконечное занятие. Как только мне или моим ученикам кажется, что мы очень много знаем и у нас богатый опыт, всегда появляется новая информация, в которой важно разобраться. Каждый из нас учится по-своему, своим способом, в своем темпе. И каждый имеет право выбирать чему учиться. Потому что образование – личное дело и должно быть связано с нашей жизнью, а не только с какой-то непонятной «программой». Развитие личности трудно спланировать. Самые лучшие уроки случаются неожиданно, вне запланированной темы. Но именно они помогают понять, что мы уже знаем, чему хотим научиться. Моя работа не в том, чтобы рассказывать, как надо делать, а в том, чтобы помогать, поддерживать самостоятельные поиски, размышления, продвижение. И конечно, я стараюсь показать, как связан мой предмет с жизнью, реальными проблемами. Я помогаю учиться думать и развивать в себе интерес к окружающему миру, желание познавать его. Я не расстроюсь, если ученики забудут большую часть того, что учили на уроках, лишь бы запомнилась радость учения, споров, открытий, удовольствие от чтения хорошей книги, от работы над текстом. Именно это позволит им учиться всю жизнь и, наконец, просто жить полной жизнью».
Многие ли из нас готовы столь же открыто и искренне поговорить с детьми о том, в чем мы видим смысл своей работы? Если бы этот разговор произошел, может быть, другой стала бы атмосфера наших уроков, наши взаимоотношения с детьми.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru