ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В том-то и состоит искусство педагога,
чтобы мелочь, рядовое событие превратить в
событие внутренней жизни ребенка.
В нашей учительской профессии есть такое время
года – зима... И учитель, для которого в жизни
ребенка нет мелочей, зимнюю поездку, даже самую
короткую экскурсию с детьми попробует построить
не так, как летом, потому что знает: здесь значимы
совсем иные вещи. Безмолвие зимнего леса может
оказаться для ребенка испытанием, а может –
встречей с собой. Учитель понимает: и ученик, и он
сам будут не такими, как в классе. Другими. Не
похожими на себя. И этим другим он дает шанс
состояться. Авторы этой странички совсем не
любители острых ощущений. Что же заставляет их
уводить ребят от домашнего тепла в холод дороги?
Как они готовятся к этому? Что обретают,
вернувшись в теплые стены школы?
Как найти середину дня?
Если путешествие коротко, а вы хотите,
чтобы оно стало путешествием-исследованием,
можно придумать и создать вместе с ребятами
самодельную карту вашего пути
Можно создавать карту, по которой
случится зимнее путешествие, или, наоборот,
составлять карту по местам, которые уже знакомы.
В первом зимнем походе – субботнем, воскресном –
мы даем детям абсолютную свободу перемещения по
определенной территории, которую они тщательно
изучают всеми доступными средствами – лазаньем,
падениями, беготней и сидением в укромных
уголках.
Хорошо, если у каждого ребенка будет с собой
блокнотик и карандаш, пусть они висят на
веревочке, на груди, весело подпрыгивая на каждом
шагу, и напоминая о себе. Мне кажется, такие
путевые заметки, которые делаешь, сняв варежку и
тепло дыхнув в ладошку, прежде чем взять
карандаш, очень нужны, они – спутники
внимательно идущего человека.
Так вот, в блокнотике каждый должен изобразить
карту выбранного участка. Видение сверху очень
интересно, важно топографическое осознание
пространства и перевод его из конкретно
деятельной территории в территорию
пространственной рефлексии. Потом можно
оставить карты и прожить полный, по-детски
насыщенный день.
На обратном пути в электричке, автобусе каждому
из ребят можно раздать маленькие листочки с уже
взрослой топографией пространства. Пусть дети
нанесут на экземпляр взрослой карты те места,
которые особенно запомнились, стали важными для
них сегодня.
Через несколько дней, уже в классе, на полу
положите большую склеенную карту пройденной
вместе с детьми местности. Мы делали ее из старых
обоев, опалив края так, чтобы она виделась
старинно теплой и загадочной. Ребята, ползая
прямо по большой карте, кто как мог, прикладывали,
вмещали свои маленькие кусочки пространства в
большое. Таким образом обозначились места особой
детской притягательности. Конечно, это высокая
каменная башня, колодец с журавлем, но и много
ничем не привлекательных для взрослого взгляда
пространств. Это места встреч, разговоров, места,
значимые для друзей, для двоих, места этого
бесконечного, как говорил Роллан Быков, детского
дня. И когда карта составилась, мы увидели себя
первопроходцами карты Земли. Во времена
настоящей географической исчерпанности, когда
все кажется знакомым, и сама Земля – всего лишь
глобус небольшой окружности, мы составили карту
важных мест своей небольшой, неповторимой для
каждого растущего человека жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|
|
|