Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

В том-то и состоит искусство педагога, чтобы мелочь, рядовое событие превратить в событие внутренней жизни ребенка.
В нашей учительской профессии есть такое время года – зима... И учитель, для которого в жизни ребенка нет мелочей, зимнюю поездку, даже самую короткую экскурсию с детьми попробует построить не так, как летом, потому что знает: здесь значимы совсем иные вещи. Безмолвие зимнего леса может оказаться для ребенка испытанием, а может – встречей с собой. Учитель понимает: и ученик, и он сам будут не такими, как в классе. Другими. Не похожими на себя. И этим другим он дает шанс состояться. Авторы этой странички совсем не любители острых ощущений. Что же заставляет их уводить ребят от домашнего тепла в холод дороги? Как они готовятся к этому? Что обретают, вернувшись в теплые стены школы?

Татьяна БАБУШКИНА

Как найти середину дня?

Если путешествие коротко, а вы хотите, чтобы оно стало путешествием-исследованием, можно придумать и создать вместе с ребятами самодельную карту вашего пути

Можно создавать карту, по которой случится зимнее путешествие, или, наоборот, составлять карту по местам, которые уже знакомы. В первом зимнем походе – субботнем, воскресном – мы даем детям абсолютную свободу перемещения по определенной территории, которую они тщательно изучают всеми доступными средствами – лазаньем, падениями, беготней и сидением в укромных уголках.
Хорошо, если у каждого ребенка будет с собой блокнотик и карандаш, пусть они висят на веревочке, на груди, весело подпрыгивая на каждом шагу, и напоминая о себе. Мне кажется, такие путевые заметки, которые делаешь, сняв варежку и тепло дыхнув в ладошку, прежде чем взять карандаш, очень нужны, они – спутники внимательно идущего человека.
Так вот, в блокнотике каждый должен изобразить карту выбранного участка. Видение сверху очень интересно, важно топографическое осознание пространства и перевод его из конкретно деятельной территории в территорию пространственной рефлексии. Потом можно оставить карты и прожить полный, по-детски насыщенный день.
На обратном пути в электричке, автобусе каждому из ребят можно раздать маленькие листочки с уже взрослой топографией пространства. Пусть дети нанесут на экземпляр взрослой карты те места, которые особенно запомнились, стали важными для них сегодня.
Через несколько дней, уже в классе, на полу положите большую склеенную карту пройденной вместе с детьми местности. Мы делали ее из старых обоев, опалив края так, чтобы она виделась старинно теплой и загадочной. Ребята, ползая прямо по большой карте, кто как мог, прикладывали, вмещали свои маленькие кусочки пространства в большое. Таким образом обозначились места особой детской притягательности. Конечно, это высокая каменная башня, колодец с журавлем, но и много ничем не привлекательных для взрослого взгляда пространств. Это места встреч, разговоров, места, значимые для друзей, для двоих, места этого бесконечного, как говорил Роллан Быков, детского дня. И когда карта составилась, мы увидели себя первопроходцами карты Земли. Во времена настоящей географической исчерпанности, когда все кажется знакомым, и сама Земля – всего лишь глобус небольшой окружности, мы составили карту важных мест своей небольшой, неповторимой для каждого растущего человека жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"