Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Первая тетрадь. Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ 
Василий КРАЮХИН

“Министерством образования была совершена серьезная ошибка”, –

признал первый заместитель министра Виктор Болотов, имея в виду письмо ведомства об изучении в школах “Основ православной культуры”. Но похоже, отзывать это письмо в министерстве не намерены...

«У нас многоконфессиональная страна, – сказал В.Болотов, сообщая журналистам об итогах работы Министерства образования, – поэтому инициатива министерства кое-кого спровоцировала на ответные действия: в нескольких национальных республиках уже подумывают об изучении буддизма, ислама в рамках национально-регионального компонента. В каком положении окажутся, например, 43% русскоязычного населения в Татарстане?»
В заключение В. Болотов сообщил, что Министерство образования издало специальный пресс-релиз, где даны «разъяснения по многим позициям документа, вызвавшего столь ожесточенные споры в обществе».
Что примечательно: в конце ноября минувшего года ведомство уже издавало пресс-релиз о введении в школах «Основ православной культуры». И на первый взгляд новые разъяснения министерства лишь повторяют старые слово в слово.

Компоновали, компоновали, да не перевыкомпоновали

Но если вчитаться внимательно – всплывают интересные подробности.
Напомним, в министерском письме за номером 14-52-876 ин/16 говорилось: «Указанный материал предназначен… разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального компонента образования и компонента образовательного учреждения».
В ноябрьском пресс-релизе читаем: «Преподавание основ православной культуры может реализовываться только в рамках регионального или школьного компонентов по решению субъекта РФ или образовательного учреждения».
А вот пресс-релиз декабрьский: «Предмет “Основы православной культуры” не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или даже для всех школ субъекта РФ. Этот предмет может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения совета школы с участием представителей родителей».
Но позвольте: «Основы православной культуры» можно включать в региональный компонент образования или нельзя? Если можно – то к чему все разговоры о решениях школьных советов? Ведь региональный компонент стандарта – это знания, «подлежащие обязательному усвоению» во всех школах субъекта РФ. А если нельзя – почему мы читаем об этом в пресс-релизе, который не является нормативным документом, в то время как официальное, номерное письмо министерства сохраняет прежнюю редакцию? Или теперь функции управления образованием перешли к пресс-службе?

По многочисленным просьбам трудящихся…

Особо стоит отметить оправдательный лейтмотив нового пресс-релиза ведомства: «Во многих школах ряда регионов России, – пишут чиновники, – фактически ведется изучение детьми в той или иной форме основ православной культуры. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации неоднократно ставили перед Министерством образования вопрос о необходимости разработки для их ориентации примерного содержания соответствующего курса».
Добросердечное министерство курс разработало и разослало в регионы.
Там его приняли на ура. Вот, например, сообщение областной белгородской газеты: «Средние общеобразовательные школы Белгородчины наряду со всей Россией теперь вводят в курс обучения 10–11 классов предмет “Основы православной культуры”».
Служебное рвение региональных начальников от образования и спровоцировало в конечном итоге скандал.
Теперь федеральное образовательное ведомство оправдывается: «Письмо министерства не является инструктивным или рекомендательным, а является, как отмечено и в его тексте, информационным – сопроводительным».
То есть виноваты во всем управленцы на местах. Министерство им – примерное содержание предмета, а они его раз – и в сетку учебных часов! А чтобы никто и не вспомнил, что министерство само предложило вводить «Основы православной культуры» в рамках регионального компонента образования, издаются успокаивающие пресс-релизы. И делаются гневные заявления: «Министерство образования будет наказывать школы, которые в обязательном порядке включат в программу предметы, связанные с религиозной тематикой», – пригрозил в интервью министр образования Владимир Филиппов.
…В общем, региональные ходатаи за «Основы православной культуры» оказываются в положении унтер-офицерских вдов: нужно срочно самим себя высечь. Выпросили примерное содержание и все испортили своей поспешностью.
А министерство осторожно идет на попятный: «Наша страна – многонациональная, многоконфессиональная, и это необходимо обязательно учитывать. Министерство образования России планирует подготовить на конкурсной основе в 2003–2004 гг. программу и учебную литературу по предмету “История мировых религий”. Такое воспитание учащихся в духе толерантности позволило бы решать многие проблемы в нашем обществе, основанные на незнании и неуважении традиций и культуры других народов».
Похоже, вскоре выяснится, что программа «Основ православной культуры» самозародилась где-то в министерских коридорах и, как компьютерный вирус, сама себя разослала в регионы за подписью министра.

И никто не хотел расхлебывать

Можно с уверенностью сказать, что в министерстве уже сами не рады той каше, которую заварили.
«Совершена глупость, – сказал Виктор Болотов об «информационно-сопроводительном письме № 14-52-876 ин/16. – Автор этой глупости, один из заместителей министра, получил недавно орден от церкви».
Между тем на своем недавнем заседании Священный синод Русской Православной Церкви рекомендовал местным церковным властям «шире использовать возможности преподавания православной культуры и этики в государственных и муниципальных школах».
По сообщениям информационных агентств, «представители РПЦ обещали помочь в благоприятном решении проблемы внедрения «Основ православной культуры» в максимальное число государственных учебных заведений».
А московская общественная организация «Родительский комитет» уже собрала 50 тысяч подписей под открытым письмом президенту, где В. Путина призывают «ввести в образовательных государственных и муниципальных школах на всех образовательных ступенях и уровнях учебный предмет “Основы православной культуры”».

…Может быть, все это послужит уроком Министерству образования: принцип светскости школы избирательного подхода не терпит. И не может быть «приблизительным» – ведь дело не в том, будут школьники на уроках молиться по православному обряду или только изучать эти молитвы.
Во-первых, и то и другое позволяет другим конфессиям на совершенно законных основаниях требовать изучения в школе своих канонов – церковь у нас отделена от государства, и нет более или менее удаленных церквей.
Во-вторых, неизбежны конфликты: например, через несколько дней после обнародования письма министерства об «Основах православной культуры» в Татарстане была разрушена строящаяся православная церковь.
И в-третьих, любое отступление от принципа светскости всегда будет трактоваться однозначно: «Нам разрешили». Будут молитвенные стояния перед министерством, открытые письма с десятками тысяч подписей, торжествующие заявления церковников. И никто не сможет проследить, что же в реальности преподают в школах – культурологический экскурс в православие или натуральный «Закон Божий». И никакая смехотворная инициатива министерства по введению штатной единицы «методиста по надзору за светскостью» тут не спасет.
А страдать будут дети – дети иноверцев, дети атеистов.
И выход тут один – не отходить от принципа светскости школы. Ни на йоту. Сколь бы трудно это ни было для чиновников, на которых давят «заинтересованные стороны», которые вынуждены всегда и со всеми искать компромисс.
С нашей точки зрения, в этом вопросе компромисс равнозначен безоговорочному признанию притязаний церкви на школу.
Кажется, это поняли и в Министерстве образования. Но вот удастся ли теперь восстановить светский характер школы?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru