ПРЕДМЕТЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
ПРАЗДНИК
Диккенс в тундре
Чудесный диккенсов портрет
Стекло как льдинка — смерти нет
Завернут в марлю как живой
Дрожит волнистой бородой
Мы переехали сюда
Где стены, окна изо льда
Зачем? Но здесь, на кромке льда
Теплее теплится звезда
Стеклом приклеен день к стеклу
Плясало пламя на полу
В духовке плавился паркет
Смеется в ватнике портрет
С ним вместе юные сердца
Во льду в пустыне без конца
Неизвестный автор, Оренбург, 1932 год
Как известно, широкое празднование
Рождества вошло в моду только в последнее время,
а именно с девятнадцатого века. Англичане
автором этого — несомненно, глобального —
проекта видят Диккенса.
До него в Британии Рождество было не то чтобы
незаметно, нет, но оно стояло в ряду иных
праздников, не уступающих ему в значении. Не
обязательно евангельских — тот же святой Михаил
был для островитян настоящим господином осени: к
его отмечанию подверстывались помолвки и
свадьбы (а что может быть важнее?), деловые
встречи, планы, поездки и проч.
Но вот явился Диккенс, и первым оценил успешность
сюжета Рождественской сказки. Ему вообще везло
на новогодние публикации: начиная с первой,
декабря 1833 года — очерка "Обед на
Поплар-Уок" в журнале "Мэнсли мэгезин".
В декабре 1843 года появляется его нестареющая
"Рождественская песнь в прозе",
определившая раз и навсегда основную композицию
и суть отношения героев. “Песнь” он будет читать
всю жизнь, по сути, пропагандируя — не праздник,
но универсальную его формулу: в этом фокусе,
нулевом отверстии года бедный равен богатому,
душа оголена, потому как “рождена” заново.
Формула (и каждый раз новая на Рождество
являющаяся сказка) имели ошеломляющий успех.
1844 год — рождественская повесть "Колокола";
1845 — рассказ "Сверчок за печкой", по
которому немедленно была сделана театральная
постановка, которую поставили двенадцать
театров одновременно; 1846 — рассказ "Битва
жизни"; 1848 — 19 декабря выходит в свет рассказ
"Одержимый или сделка с призраком", и к
вечеру того же дня расходится в 18 тысячах
экземпляров. И так далее, и так ежегодно.
"Рождественская елка", "Чем становится
для нас Рождество, когда мы взрослеем",
"История одного ребенка", "Остролист",
"Гибель "Золотой Марии"", "Как
попасть в общество", "Дом с привидениями"
и так далее, вплоть до последнего, 67 года,
названного почему-то “В тупике”. Можно только
предполагать — почему. Несомненно, у автора были
свои причины так называть праздничный рассказ,
но теперь, наблюдая нынешние рождественские
ристалища (магазины начинают торговлю за месяц
до праздника, и за этот год оборачивают половину
капитала), невольно делаешь вывод о
противоположном результате всего “авторского”
проекта Диккенса. Противоположном тому, на что он
рассчитывал. Санты-торговцы, Санты-коммивояжеры,
зазывалы, агенты по рекламе всего и вся
заполонили улицы. Им делают прививки. Целовать
детей запрещено — упаси Господь от Спида.
Диккенс по-прежнему точно в тундре, впрочем, там
он и нужен более всего.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|