Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ 
 

Екатерина ОРЛОВА

Баланс между высоким и земным

Любому человеку приходится выбирать между конформизмом и принципами, и научить этому невозможно. Но можно научить его оценивать и осознавать этот выбор

Нужно ли говорить с учениками о происходящем в сегодняшнем обществе? Или, наоборот, сделать вид, что за стенами школы ничего нет?
Но дети все равно погружены в эту самую современную жизнь, и закрывать глаза на реально существующее положение вещей (неравенство возможностей, несправедливость, несовершенство социальных механизмов) означает вызывать их недоверие и к себе-человеку, и к себе-специалисту. Кроме того, я считаю, что социальная адаптация – одна из важнейших задач образования.
А с другой стороны, гумилевское: «Я не смотрю на мир бегущих линий, / Мои мечты лишь вечному покорны…» – тоже абсолютно необходимо: подростку обязательно нужно помочь в его бесконечных поисках собственной идентичности, в укреплении веры в себя, в свои силы, в ценность своего «я». Это сопряжено с осознанием своих особенностей и склонностей, прояснением и выстраиванием собственной системы ценностей и т.п.
То есть очень важен баланс между умением ориентироваться в современной социальной ситуации и отстаиванием своих принципов и границ. По сути, баланс между конформизмом и нонконформизмом. Каждый для себя конечно же решает сам, в какую сторону склоняются его внутренние весы, но я говорю о педагогической задаче, о создании условий для осознанного выбора, о поддержке.
Итак, получаются два вектора работы. Первый – ориентация в социуме. У нас была особая программа курса обществоведения, учитывающая современные задачи (картирование мира по разным основаниям, понимание устройства современного общества, разного рода социальные исследования, обнаружение всяческих тенденций, построение прогнозов и т.п.). Ребята выделили как существенную проблему умение распознавать попытки манипулирования личностью, столь частые в современном мире, и умение сопротивляться этим манипуляциям. У нас работала специальная мастерская «Современные события», открытая, кстати, по заявкам самих учеников, где мы обсуждали, как отделить факт от его интерпретации. Можно вносить и в традиционные школьные предметы блоки, отвечающие запросам современной жизни. Ну например, обучение написанию бизнес-резюме на уроках русского языка – мощное средство моделирования желаемого будущего, при этом с учетом всех реальных требований социума. Кроме того, различные тренинги и ролевые игры, позволяющие выработать и отрефлексировать собственную стратегию действия. Наконец, самые разные социальные проекты и стажировки. Что это такое? Социальный проект предполагает осуществление какого-либо собственного замысла, при этом действительно важного, ценного для людей за стенами школы, будь то помощь соседнему детскому дому, озеленение и украшение граффити соседнего двора, согласованное с районной управой. Стажировка – это попытка на короткое время встроиться в ту или иную реальную социальную систему в качестве одного из ее элементов: поработать неделю в офисе, в магазине, больнице. Конечно, этот опыт вместе с ребятами продумывается заранее и серьезно обсуждается впоследствии. Важно не просто испытать нечто, но и осмыслить, осознать.
Второе направление, связанное с самопознанием и самоутверждением, вроде бы понятнее: любые работы, побуждающие занимать авторскую, субъектную позицию, отстаивать свою точку зрения вкупе с опытом переживания ситуации успеха (тогда будет и стабильная самооценка, и доверие к себе). Личностно значимые проекты. Разработка интерьера своей комнаты, как стать писателем, как похудеть без вреда для здоровья и больших финансовых затрат... Опыт воплощения в жизнь того, что ты сам хочешь, и получения при этом общественного признания.
Баланс между высоким и земным найти очень трудно. С моими недавними выпускниками мы обязательно встретимся, чтобы отпраздновать Новый год, и снова будем говорить про их проблемы, успехи, про то, что можно изменить в жизни. А я буду думать, что сделать для тех, кто пока еще учится в школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"