Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА 
 

Александр АДАМСКИЙ

Российская школа замерзает, но не сдается

Основным итогом уходящего года, с нашей точки зрения, является замораживание проблем школы – застой экономики образования, сохранение задолженностей перед учителями по заработной плате и, наконец, массовое похолодание в самих школах.
Практически во всех регионах России есть школы, в которых температура держится на уровне 10–12 градусов. Батареи едва теплые, ученики и учителя – в верхней одежде, а уроки прерываются физкультминутками для обогрева, чтобы руки-ноги окончательно не замерзли.

Но почему же школа замерзает?

С нашей точки зрения, потому, что в России не регламентирована ответственность чиновников за состояние школы.
А кроме бюрократической системы, других, более эффективных институтов хозяйствования в образовании не создано. Хотели, чтобы таким институтом стало местное самоуправление. И это было бы очень правильно, если бы бюджет государства складывался не из отчислений монополий, газовых и нефтяных, а из налогов на собственность граждан. А сама собственность граждан, то есть ее рост, увеличение капиталоемкости, в свою очередь стала главной задачей власти.
Другими словами, если бы граждане могли и были заинтересованы в увеличении своей собственности и доходов, то местное самоуправление заботилось бы о школе. Но в нашей перевернутой действительности граждане боятся иметь собственность, и власть вовсе их к этому не поощряет, наоборот, с подозрительностью относится к каждому, кто становится собственником. Если главное действующее лицо экономики – проверяющий, а не предприниматель, местная власть оказывается банкротом, а вслед за ней – и школа.
Кроме того, центральная власть вовсе не хочет делиться с муниципалитетами своими деньгами. Не для того стягивали весь налоговый ресурс в центр, чтобы вот так запросто, ни за что ни про что отдать деньги снова на периферию.
А внешний долг?
А война в Чечне?
А собственная безопасность, пропаганда и агитация?
А выборы, наконец?
Да мало ли дел?
Поэтому вот уже несколько лет, как только стало ясно, что местное самоуправление – банкрот, идет волокита со школьной экономикой.
– Платите зарплату учителям прямо из федерального бюджета, – неоднократно предлагали правительству. Чтобы депутаты голосовали за зарплату учителям как за отдельную строку в федеральном бюджете.
Пусть Президент России будет иметь возможность не на словах, а на деле осуществить свое намерение обеспечить учителей средствами к существованию.
Нет, правительство опять будет начислять свои трансферты, те месяцами не будут доходить до региона, а когда дойдут – каждый знает, что будет.
– Установите законодательно минимальный финансовый норматив в образовании – как вы устанавливаете минимальную зарплату, чтобы на его основе была создана методика расчета норматива в каждом регионе, – предлагают правительству уже не первый год.
Тогда станет ясно, кто сколько недодает школе: Федерация, регион, муниципалитет...
Правительство настаивает на нелепой связке государственного образовательного стандарта, то есть минимального содержания образования, и финансового норматива. И снова сказка про белого бычка: учебные часы, тарификация учителя, объем финансирования.
Только с той разницей, что если отменить Единую тарифную сетку, то теперь по той же схеме на местах будут начислять меньшую зарплату.
И теплом, и водой, и электричеством школу обеспечивают не рынок, не реальные деньги, а административное давление бюрократии на энергетиков и коммунальщиков. Но те уже стали независимыми: они стратегические объекты отключают, а тут, подумаешь – школа!
Коммунальные службы уже не реагируют на административное давление местного начальства. Но других способов дать тепло в школу – нет.
И рынок обеспечения оборудованием так и не сложился, если не считать фиктивную ситуацию с тендерами на каждый кусок мыла или веники для школ, и переход на казначейскую систему расчетов не получился.
Ни рынка, ни финансово-хозяйственной самостоятельности, ни гарантий государства на возможности самим себя обеспечивать.
Как же школе не замерзать?

Предложения, на которые нет спроса

Зато в этом году на головы граждан свалилась масса инициатив и предложений, никакого отношения к реальной жизни детей и школы не имеющих.
Продолжается протаскивание явочным порядком проекта 12-летнего обучения. Продолжается бурная активность на поле стандартизации. В пансионате “Звенигородский” недавно прошел семинар “Доработка стандарта общего образования по результатам общественного и экспертного обсуждения”. В работе семинара приняли участие первый заместитель министра образования РФ В.Болотов, разработчики стандартов общего образования, эксперты Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Вечный бой за стандартизацию продолжается и отвлекает и граждан, и школы от действительной проблемы обновления содержания образования.
А вот что происходит на поле Единого государственного экзамена, граждане совсем не понимают. Почему-то ведомство отчитывается об итогах эксперимента расширением количества регионов и предметов, по которым будет проводиться экзамен. А вузы будут в этом участвовать?
Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет – если вспомнить недавний съезд ректоров. А между тем ведомство сыплет новациями словно из рога изобилия.
– Что такое профильное обучение? – спрашивают родители.
– Зачем надо было будоражить общество введением православия? – спрашивают граждане.
– В чем смысл перехода на новую шкалу отметок? – не понимают учителя.
– Что происходит в школе? – этого не понимает уже никто.
На этом фоне возникает реальная угроза принятия предельно консервативных решений в области образования. Потому что видимая часть жизни школы ужасает общество. Все видят нищее учительство, развалившиеся и неотапливаемые школы, в которые зачем-то везут компьютеры. Со всех родителей России собирают деньги на ремонт-книги-охрану-обрудование-дополнительные услуги, и при этом никто не понимает смысла ежедневных обескураживающих идей по изменению школы.
Слово «эксперимент» уже неприлично произносить в родительской, да и в учительской аудитории.
С другой стороны, понятно, что образование уже не меняется вследствие ведомственных решений – страна другая.
Общество и школа становятся открытыми. А это значит, что механизмом изменений в образовании должно стать выявление и оформление общественных потребностей. А для этого нужно не опросы проводить или митинги собирать, а стимулировать (законодательно и информационно) создание общественных гражданских организаций в области образования.
– Общество не готово, мы еще не созрели для того, чтобы граждане влияли на образование.
Позволим себе не согласиться: почему же тогда до сих пор не введена 12-летка?
А почему же стандарт не принят?
Не потому ли, что политики видят: эти идеи противоречат общественному видению современной школы?
Другое дело, что создание общественных институтов в образовании – очень тонкая и деликатная задача, и решать ее надо не административными способами.

Победы и поражения образовательной политики

Основной задачей следующего года мы видим развитие институтов общественного управления школой: поиск местной элиты, обучение общественных управляющих, создание союзов попечителей образования. Если нам не будут мешать – не помогать, пусть хоть не мешают, – то через год можно будет обсуждать деятельность сети общественного управления.
Но есть одна существенная проблема политического характера.
За годы работы ныне действующей Государственной думы пока так и не сложился парламентский механизм развития или хотя бы поддержки образования.
Возможно, в какой-то другой сфере апрельская думская революция и оправдала себя, когда на смену коммунистам к власти в большинстве думских комитетов пришли центристы или правые.
Но Комитет по образованию и науке за это время ничего существенного сделать не смог.
Бюджет образования не увеличился на 25%, как это было заявлено в решении Госсовета.
Болезненным поражением стал провал поправки, позволяющей учителям городских школ получать отсрочку от армии.
Слушания по результатам эксперимента по ЕГЭ ректоры во главе с В.Садовничим просто проигнорировали, показав тем самым свою оценку значимости думской позиции по этому вопросу.
Правда, есть и достижения. Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, вносящий поправки к законам “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. При необходимых для принятия решения 226 голосах законопроект единогласно поддержали 418 депутатов. С инициативой внести изменения в эти документы выступил заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин. В закон вводится понятие “дистанционные образовательные технологии”. “Это технология получения образования с помощью телекоммуникационных средств, когда взаимодействие обучающегося и педагога происходит на расстоянии”, – уточнил депутат. Предполагается, что обучение таким нетрадиционным способом будет происходить посредством лекций по телевидению и Интернету при сочетании с традиционными методами обучения. Данный закон, по словам Смолина, “уравнивает студентов, обучающихся посредством дистанционных образовательных технологий, с обычным студентом в обычном учреждении”. “Дистанционные образовательные технологии характерны для современного индустриального общества”, – подчеркнул он. Закон направлен на рассмотрение Совета Федерации.
Может быть, образование – это удел левых политиков, а не либеральных? Или нынешнее представительство либерально-демократических идей в образовании (не в смысле Жириновского, конечно) просто занимает чужое место? А на самом деле никакого представительства нет?
В любом случае есть два политических итога прошедшего года.
Первый: политической партии, которая бы отражала либеральную идею в образовании, в России нет. Или она не представлена в Думе.
Второй: доминирующее влияние в области образовательной политики в России сохраняют партии левой ориентации.
Отсюда вывод: в ближайшие годы скорее всего развитие системы образования в России будет происходить по сценарию потерпевшего поражение социализма.
Поэтому удивляться, что школы замерзают, не стоит. Не может быть так, чтобы кругом рынок, а в школе – советская власть.
Правда, ученикам и учителям от этого не легче, точнее – не теплее.

…Но школа хоть и замерзает, но не сдается. И что бы ни было, а все равно в каждой школе зажжется елка, придет Дед Мороз и скажет:
– С Новым годом, девочки и мальчики! С новым счастьем!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru