Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПРАВА УЧИТЕЛЯ

Василий КРАЮХИН

Запрет на профессию: компромисс наконец достигнут

Правительство сумело защитить интересы учеников, не ущемляя интересов педагогов

После четырех лет консультаций с экспертами Государственная дума отказалась от идеи принять закон, определяющий, кто и по каким основаниям не имеет права работать учителем.
Первоначально депутаты и правительство собирались защитить таким образом права учеников.
Но в итоге признали, что это невозможно сделать, не ущемив прав учителей…

Сомнительные основания

Проект федерального закона «О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях» был принят Думой в первом чтении 13 ноября 1998 года. Это решение парламента произвело в учительской среде эффект разорвавшейся бомбы.
Депутаты предложили всего два основания отказать в праве учительствовать – болезнь или судимость. Но список болезней вышел слишком общим: чего стоит, например, идея не брать в педагоги людей, страдающих «хроническими заболеваниями глотки и гортани» – профессиональным учительским заболеванием!
Перечень статей Уголовного кодекса, наоборот, сделали чрезмерно детальным. То есть в случае принятии закона чиновники получили бы в свое распоряжение множество способов уволить с работы неугодного учителя. Например, участие в забастовочном пикете вполне может квалифицироваться по статье «Массовые беспорядки». Раз – и уволили всех забастовщиков.
Одно спасение – желающих работать учителями всегда не хватает…

Четыре года спустя

После первого чтения стараниями Комитета по образованию и науке Думы законопроект направили на доработку. Как видим, она затянулась: вновь об этом законе заговорили лишь месяц назад, когда он появился в повестке дня Государственной думы… с рекомендацией: «Возвратить к процедуре первого чтения и отклонить».
Как нам рассказали в Комитете по образованию и науке, в течение четырех лет законопроект пытались доработать несколько независимых групп юристов. И всякий раз результат выходил один и тот же: даже с учетом всех поправок закон не отвечал в должной мере трудовым интересам учителей. Хотя основную функцию – защиту интересов учащихся – мог выполнять исправно.
Такая вот коллизия.
Оценив работу юристов, депутаты сочли, что такие сложные вопросы нельзя решать федеральным законом.
Теперь запрет на педагогическую деятельность будет осуществляться иначе. В Закон «Об образовании» внесена поправка, согласно которой учителями не могут быть лица, имеющие непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Во всех остальных случаях запрет налагает суд – в качестве дополнительной меры наказания.
Перечень медицинских противопоказаний теперь будет утверждать правительство. Этот особый список подготовят врачи и особенно тщательно, как обещают в правительстве, укажут в нем все диагностические показатели заболеваний.

Между судом районным и Конституционным

Такая позиция правительства кажется нам особенно важной. Ведь именно оно внесло четыре года назад этот законопроект в Думу, именно усилиями проправительственных фракций парламента он был принят в первом чтении.
Спору нет – защищать интересы учеников нужно. Но и вводить целую систему запретов федеральным законом – тоже нельзя.
Простое решение суда о запрете на педагогическую деятельность можно обжаловать в суде общей юрисдикции. Это достаточно простая, быстрая процедура.
А вот решение, основанное на норме федерального закона, обжалуется только в Конституционном суде. Для этого необходимо в обязательном порядке пройти все нижестоящие судебные инстанции. Это несколько лет жизни, проведенных в тяжбах.
Таким образом, отказ от идеи введения запретов на педагогическую деятельность отдельным законом, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что из двух вариантов защиты гражданских прав учителей правительство выбрало наиболее простой и одновременно эффективный.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru