Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Третья тетрадь. Детный мир

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ 

Латавра ДУЛАРИДЗЕ,
Сан-Себастьян – Москва

Не огорчайтесь, если рейс отложен

Случайные и неслучайные встречи на кинофестивале в Сан-Себастьяне

Так получилось, что за последние годы наша пресса почти совсем забыла о Сан-Себастьянском кинофестивале. Причина довольно банальная – в конкурс этого фестиваля, четвертого по рангу среди десяти крупнейших мировых киносмотров, несколько лет не брали фильмов из России, а по заведенной еще в советское время манере мы гордо игнорировали фестивали, где наши фильмы не «удостоились» премии. Между тем сам факт отсутствия фильмов на таком крупном и традиционном смотре, как Сан-Себастьян, где, кстати, немало советских фильмов, начиная с «Дон Кихота» Григория Козинцева, получали признание и премии, да еще при дружной поддержке других фестивалей, означал лишь одно: что-то неблагополучно в нашей киноиндустрии, если фестивали не могут отобрать для себя фильмы.
Поэтому понятны радость и оптимизм, охватившие нашу прессу после Венецианского смотра и награждения фильма Андрона Кончаловского «Дом дураков» и вслед за этим еще двух премий, правда, более скромных и локальных – за лучший сценарий (пополам с аргентинской картиной «Общие дела») и за операторскую работу. Это произошло как раз в Сан-Себастьяне, куда был отобран фильм Валерия Тодоровского «Любовник».
Один из старейших кинофестивалей мира проводится в красивом и гостеприимном баскском городе Сан-Себастьяне, расположенном вокруг небольшой тихой бухты в форме раковины. Он был основан в 1953 году и немало способствовал новому отношению к Испании, совсем недавно пережившей великие потрясения. За пятьдесят лет что только не происходило с фестивалем! Но за последние десять лет он сосредоточил поиски и открытия на новых именах. И гордится тем, что вручает победителю среди дебютантов самую крупную денежную премию в 150 000 евро – она может позволить начать работу над следующим фильмом.
Фестиваль отметил свое пятидесятилетие не только праздничными мероприятиями, но прежде всего посвященной этой дате специальной программой «50 50-х». В нее вошли картины таких гигантов, как Орсон Уэллс, Альфред Хичкок, Луис Бунюэль, Григорий Козинцев, Фред Циннеман, Робер Брессон. Этой ретроспективой организаторы показали, каким серьезным свидетельством времени и состояния кино может быть такое праздничное дело, как международный фестиваль.
В нынешней конкурсной программе почти безусловным победителем стал испано-итальянский фильм, сделанный молодым испанцем Фернандо Леоном де Араноа «Понедельники на солнце». В этой картине с тактом и мастерством выдержано равновесие между социальным фоном и частными историями, тут замечательный ансамбль актеров во главе с Хавьером Бардемом и Луисом Тосаром. Рассказ о буднях и проблемах безработных друзей, живущих в промышленном городе на севере Испании, юмор и точный взгляд на эту неяркую, но внутренне напряженную жизнь оказались очень созвучны сегодняшнему кинематографу и жизни.
Подтверждают это почти все премированные фильмы, среди них две аргентинские ленты – «Общие места» Луиса Сорина (премия за лучшую женскую роль Мерседес Сампьетро) и «Маленькие истории» Адольфо Аристарайна – простые, частные и даже трогательные судьбы, увиденные через фильтр дружелюбного любопытства и юмора. К этой испано-итальянской линии – смешивать юмор и серьезное – присоединилась и китайская картина «Вместе» известного своей каннской «Золотой пальмовой ветвью» режиссера Ченя Кайгэ. Актер Танг Юнь, замечательно и ярко воплотивший образ отца, всецело и подчас неуклюже преданного идее воспитания талантливого сына-скрипача, получил премию за лучшую мужскую роль.
Юбилейный фестиваль отдал дань уважения французской кинематографии. Два наиболее торжественных и престижных просмотра – открытие и закрытие фестиваля – так или иначе были связаны с французским кино.
На открытии была показана картина «Добрый вор» ирландского режиссера Нейла Джордана. Фильм снят на Ривьере, в Ницце, и представляет собой ремейк классического фильма выдающегося французского режиссера Жана Пьера Мельвиля «Боб-прожигатель». В нем участвуют американец Ник Нолти в роли Боба Монтане, француз Жак Дармон, босниец Эмир Кустурица – режиссер, который в последнее время завоевывает зрителя и как актер, и молоденькая грузинская актриса Нуца Кухианидзе. Нуцу Кухианидзе, впервые появившуюся на экране в десятилетнем возрасте, а затем в фильме «27 украденных поцелуев» Наны Джорджадзе, после «Доброго вора», где она старательно и ярко исполнила роль юной «доброй» наркоманки из Восточной Европы, спасенной и спасающей героя Ника Нолти, «доброго разбойника», может ждать настоящая карьера в кино. Не случайно ее выбрал такой режиссер, как Нейл Джордан, а американская пресса расточает ей похвалы за «красоту, свежесть и наивность» и сравнивает ее не с кем-нибудь, а с юной Одри Хепберн.
А на закрытии французская кинематография была представлена картиной «Перепад времени» Даниэль Томпсон (соавтора сценариев Жерара Ури) с участием двух звезд – Жюльетт Бинош и Жана Рено, кстати, испанца по национальности. Очаровательная гримерша летит в Мехико, чтобы сбежать от обыденной жизни; он, богатый и деловой человек, в состоянии нервного срыва спешит из Америки в Мюнхен. Случайность, задержка полетов на 24 часа, вырывает их из времени и дарит им необыкновенную встречу. Из сюжетного хода, подсказанного отложенными рейсами, актеры вместе с режиссером извлекли легкую и очаровательную комедию.
Сан-Себастьянский фестиваль, перейдя полувековой рубеж, полон решимости и динамизма для дальнейшего пути. Он еще раз показал, что нужен не только жителям Сан-Себастьяна, но и мировому кинематографическому сообществу. Это хорошая перспектива и удачное сочетание масштабов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"