Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Что такое хорошая сельская школа? Та, которая кормит своих учеников завтраками со своего огорода, та, которая обеспечивает им городской уровень образования прямо дома, при помощи заочного обучения? Или та, которая сохраняет особенный, сельский колорит? А может быть, вообще вопрос надо ставить по-другому? Хорошая – значит, живая. Живая в своем стремлении наладить контакты с внешним, нешкольным миром и влиять на этот мир, а не только приглашать взрослых людей к детям в школу вести кружки и уроки. Живая, потому что учебный процесс движется не от одного пункта программы к другому, а от ребенка к ребенку, от ребенка к его родителям и учителю. Но, оказывается, это невероятно трудно.
Свои же коллеги не понимают и осуждают за излишнюю альтернативность. И не всякие родители с таким образом учения соглашаются.
Трудно плыть против течения и пытаться изменять маленький сельский мир. Всегда есть опасность сделаться бессмысленным революционером.
И всегда приходится думать, куда и зачем идешь.

Александр СОИН
Татищевская средняя школа,
Верейский район,
Московская область

От чего увозит детей школьный автобус?

Незримые, но очень важные потери в борьбе за качество образования

Что такое школа в провинции? Это центр образования, воспитания, культуры. Она удерживает на земле молодые семьи. Но ведь хозяин земли воспитывается на самой земле, а не где-то еще. И кому, как не провинциальной сельской школе, решать эту задачу? Но ни один из вариантов предложенной концепции реструктуризации ее-то как раз и не предусматривает как приоритетную задачу. Ведь предложенные меры – школьные автобусы, интернаты, центры – породят у деревенских детей психологию жителей городских “спальных районов”, когда родная деревня станет местом, где в буквальном смысле ребенок только спит (и то два дня в неделю, остальные – в интернате). Но даже если не рассуждать так серьезно, а взять только мелочи, все равно получаются одни неприятности. Как организовать возвращение детей из одной деревни домой на автобусе, если у всех уроки кончаются в разное время? Как быть с участием этих ребят в общешкольных мероприятиях, спектаклях, конкурсах, ведь когда автобус уже уходит и будет только завтра, кто же останется на репетицию? И, кстати, еще одно замечание: что делать, если автобус сломался? Дети развернутся и пойдут домой. И никаких уроков не будет.
Как же решать задачу воспитания хозяина земли в таких условиях? Конечно, если все сэкономленные средства действительно будут использованы для оборудования базовых школ в крупных селах, уровень преподавания, несомненно, повысится, но только уровень преподавания, а не воспитания учеников. И только для тех детей, чьи молодые еще родители рискнут остаться в деревне, а не поедут за счастьем в город.
К тому же различного рода эксперименты с неожиданно меняющимися условиями совершенно не способствуют стабильной работе. В нашей школе за один год участия в эксперименте для учеников первых – одиннадцатых классов было использовано до полутора тысяч листов разных тестов. Разве мыслимо обработать такой объем бумаг и получить объективную информацию?! Тем более что информация, требуемая от школ или от родителей, не располагает к объективности. Например: сколько минут в день ребенок гуляет, работает по дому, смотрит телевизор? Да кто станет заниматься такими подсчетами, у всех дел полно по хозяйству! И все-таки школа пишет, родители пишут, вся эта информация обрабатывается, делаются выводы, и потом эти выводы возвращаются к нам же в виде новых планов, писем, приказов, учебников.
Школа у нас критически маленькая (по меркам концепции), но, хочется думать, достаточно заметная в районе. Если посмотреть на процент поступивших в вузы от числа поступивших одиннадцать лет назад в первый класс, выглядит не так уж плохо. Например, в этом году это шестьдесят процентов выпускников. Но все-таки не все уезжают в город, и мы стараемся учитывать и развивать сельскохозяйственные наклонности ребят. Мы ввели в школе летнюю сельскохозяйственную практику, подростки вместе с учителями создали мини-парк на искусственном грунте и собственный огород. Наши старшеклассники получают в школе профессию водителя, в чем нам помогают Московский государственный агроинженерный университет и Всероссийское общество автомобилистов.
Конечно, проблем очень, очень много, все не описать, да и обидно их перечислять, такие они стандартные – зарплата и жилье учителям, отсутствие инвентаря, пособия. Но, несмотря на все сложности, мы в своей маленькой школе не выживаем, а живем. Спросите об этом у наших выпускников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"