Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Без страха и упрека

А.И.Никишов
Тесты. Биология. 9 класс.
Учебно-методическое пособие для учителей и учеников.
– М.: Центр тестирования МО РФ, 2001

Тестирование как метод, позволяющий быстро и однозначно оценить знания учащегося, вошло в педагогическую практику повсеместно. Это реальность, с которой приходится считаться, даже если у тебя лично она не вызывает особого восторга. О минусах такого подхода писалось немало, и нет смысла перечислять эти доводы еще раз. Что же до плюсов, то он, собственно говоря, один – тесты значительно облегчают работу учителя. В государстве, где преподаватель, обремененный семьей, физически не может выжить на одну зарплату, это второстепенное соображение перевешивает все остальные. В ситуации, когда учитель не может позволить себе тратить целый вечер на вычитывание письменных работ, тесты являются компромиссом, который в принципе устраивает всех. Протестовать против них не то чтобы бессмысленно – бесполезно. В основе успеха тестирования в России лежит не столько победа соответствующей идеологии, утверждающей, что знание есть величина прежде всего количественная, сколько банальная экономическая необходимость высвободить учительские вечера для репетиторства и иных видов подработки. И пока эта экономическая необходимость существует, мы обречены на тесты подобно тому, как жители больших городов обречены на вдыхание выхлопных газов.

Некоторые с позволения сказать «методические разработки» на этой ниве таковы, что их в пору зачитывать в «Смехопанораме», другие же выглядят вполне достойно. И действительно позволяют оценить если не глубину познаний учащегося, то хотя бы то, насколько хорошо он овладел основными терминами и понятиями той или иной науки. Что тоже немаловажно. Именно к этой лучшей половине тестов можно отнести тематические тесты «Биология» (для 9 класса), выпущенные Центром тестирования Министерства образования РФ. Эти небольшие сборники хороши уже тем, что в них отсутствуют грубые фактические ошибки.
Перечитала и сама поразилась. Ведь еще какие-то 10–15 лет назад сама мысль о том, что в школу может быть рекомендован учебник, содержащий многочисленные ляпы и искажения, показалась бы мне кощунственной. Скучные, порой неудачно оформленные, не всегда методически безупречные, они – учебники моего детства – сомнений в достоверности не вызывали. В то время как сейчас среди пестрых стеллажей, уставленных последними новинками (все как одна рекомендованы Министерством образования!), приходится пробираться, словно по минному полю: рванет, не рванет?..

В девятом классе проходят анатомию и физиологию человека, и соответственно в сборнике имеется семь тестов: «Организм человека и его строение. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций», «Кровь и кровообращение», «Дыхание. Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Выделение. Терморегуляция», «Система опоры и движения», «Органы чувств и восприятие. Высшая нервная деятельность». Таким образом, тематически тесты покрывают практически всю школьную программу данного курса. Каждый тест состоит из двух частей – А и В. В конце для контроля и самоконтроля прилагается таблица с номерами правильных ответов.

«К каждому заданию части «А» дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ». Единственным методическим недочетом этого раздела мне представляется наличие в нем вопросов, на которые предлагаются ответы не столько неправильные, сколько неполные, например:
Энергия, освобождаемая при окислении органических веществ в организме человека, необходима для:
1) образования веществ;
2) мышечной работы;
3) поддержания температуры тела;
4) осуществления всех названных процессов. (Верный ответ – 4.)
Насколько мне известно, недостаточно полный ответ всегда оценивался иначе, чем принципиально неверный. При подобной же постановке вопроса эта разница нивелируется. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что таких заданий в сборнике всего несколько штук.
Что же до части «В», то здесь предлагается следующее: «Решите задание и впишите ответ в таблицу. Ответом может быть слово, словосочетание или число». Таким образом, если первая часть предназначается для того, чтобы проверить, способен ли ученик распознать истинное суждение из той или иной области физиологии, то вторая призвана выявить, насколько он овладел соответствующей терминологией.

Многие задания в разделе «В» оформлены как рисунки, на которых нужно опознать ту или иную ткань или часть органа. Это особенно важно для анатомических разделов курса. Ведь они предполагают, что учащийся не просто зазубрит десяток другой понятий, но и будет в состоянии соотнести это знание с реальным человеческим организмом. К тому же такие задания позволяют хоть в какой-то степени контролировать степень осознанного (а не просто механического) запоминания материала.


Комплект тестов состоит из трех сборников, которые соответствуют трем вариантам (одинаковой сложности), что делает это издание удобным для проведения контрольных работ в классе. Ведь одной из главных проблем при работе с тестами является списывание. Когда весь класс решает один и тот же вариант, оно просто неизбежно. Хотя, конечно, для педагогических нужд оптимальным числом комплектов было бы все-таки четыре – из расчета на две парты, с тем чтобы у ребят, сидящих за соседними партами, задания не повторялись.

В целом, не считая мелких придирок и оговорок, данное пособие можно считать удачным и корректным. И уж во всяком случае оно позволяет поверить в то, что тесты вовсе не обречены быть безграмотными и глупыми (как мы уже успели привыкнуть). Все зависит от их исполнения.

Мария КОНДРАТОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru