Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Случается, родители с грустью замечают, что их талантливый и умный ребенок совершенно не хочет идти в школу, а заодно читать книги, писать стихи – словно поглупел в одночасье. “Может, его в другую школу перевести?” Это совершенно международная ситуация, случающаяся в любых странах. Только где найти подходящую школу? Есть ли такие в мире?
Старый друг нашей газеты, хорошо знакомый многим российским педагогам, американец Джерри Минц страстно мечтает о школе, где не будет ни принуждения, ни скуки, где каждый ребенок сможет расти и развиваться в соответствии со своей природой. Разъезжая по разным странам, Джерри находит и всеми силами поддерживает нестандартные, неказарменные, человеческие школы. Впечатления и размышления после таких путешествий он публикует в журнале, главным редактором, спонсором и автором которого сам же и является. Журнал носит грозное имя «Революция в образовании» и действительно не дает покоя педагогам, заинтересованным в успехе, родителям, думающим о будущем своих детей. Журнал выходит в Америке, рассылается по многим странам, существует в интернет-версии. Все, естественно, по-английски. Сегодня мы предлагаем одну страничку осеннего номера – по-русски. Возможно, советы и размышления Джерри Минца помогут и нам решать наши проблемы, в сущности те же самые, хотя и в других условиях. Важно – решать.

Диагноз: «Ничего интересного»

Десять признаков того, что вашему ребенку пора сменить школу

Многие родители не понимают, что мир школьного образования резко изменился с тех пор, как они сами закончили школу. Раньше классы были меньше, процент исключений – ниже, насилия в школе практически не было, учителя не
боялись показать свою увлеченность предметом или, например, обсудить моральные ценности на уроке. Да, мы понимали, что школа далека от идеала, но по крайней мере учителя и даже директор знали имя каждого ученика. Сегодня все иначе.
Наши государственные школы значительно ухудшились, многие родители и учителя пытаются создать общественные и частные школы – альтернативу традиционной системе. Родителям важно знать, что у них есть выбор. Но как понять, что пора искать другую школу для ребенка?
Вот несколько признаков, которые могут вам помочь.
Ваш ребенок говорит, что ненавидит школу. Куда исчезла его природная тяга к знаниям?
Ваш ребенок не может смотреть взрослым в глаза, общаться с детьми старше или младше себя. Вероятно, оставаясь все время в классе с ровесниками, ученик теряет способность находить общий язык с представителями других возрастных групп.
Ваш ребенок интересуется одеждой дорогих марок. Это отражение поверхностного отношения к нему в школе. Подросток старается привлечь к себе внимание таким примитивным способом, не пытаясь проявить внутренние достоинства.
Ваш ребенок возвращается из школы уставший и капризный. Очевидно, процесс обучения не заряжает его энергией, а ослабляет.
Ваш ребенок жалуется дома на конфликты в школе. Это значит, что в школе отсутствует аппарат для разрешения конфликтов.
Ваш ребенок потерял интерес к творчеству, его не занимает ни музыка, ни рисование, ни танцы. Эти вещи в принципе не поддерживаются и мало ценятся в традиционной школьной системе. В некоторых школах их даже нет в расписании.
Ваш ребенок перестал читать и писать просто так, для удовольствия, он только выполняет минимум из заданного на дом.
Ваш ребенок тянет до последнего с домашней работой. Судя по всему, она не очень интересна. Стоит ли выполнять ее?
Ваш ребенок, возвращаясь из школы, не рассказывает ничего интересного о событиях за день? Наверное, действительно ничего интересного в школе не произошло. Захотели бы вы работать в таком месте?
Школьная медсестра предположила, что ваш ребенок страдает от странной болезни, обозначаемой, например, трехбуквенной аббревиатурой. Ну что-то вроде АДД. И теперь придется принимать какое-нибудь лекарство. Я думаю, эта болезнь называется ООН – острая образовательная недостаточность, и пора помочь вашему ребенку.
Надо заметить, что ни один из этих знаков сам по себе не является тревожным сигналом. Но в комплексе они должны заставить вас задуматься, что пора подыскивать ребенку образовательную альтернативу.
В Америке существует масса возможностей для этого. В 30 штатах действуют законы, позволяющие группам родителей и учителей открывать свои школы. Эти учебные заведения не выполняют государственные рекомендации, а ищут индивидуальный подход к ученику. Четыре года тому назад по всей стране можно было насчитать едва с десяток таких школ, в конце 2001 года их уже около 1000!
Во многих городах можно выбрать одну из нетрадиционных образовательных программ. Например, существует около 4500 школ Монтессори и сотни вальдорфских школ. Существуют сотни независимых альтернативных школ, где родители и школьники берут на себя ответственность за собственное образование.
Многие государственные школы предлагают альтернативные программы. Они делятся по двум основным направлениям:
1. Программы по выбору, которые открыты для любого школьника. Иногда их называют Школой в школе.
2. Программы группы риска. Это программы для детей, у которых много проблем в школе. Качество таких мероприятий может быть очень высоким, но нередко подобные классы превращаются в «свалку для неудачников». Прежде чем обратиться туда, стоит взвесить все «за» и «против».
Родители целого миллиона американских детей решили обучать своих отпрысков дома. Сейчас это разрешено повсеместно и не требует педагогического образования. Обучение на дому может принимать различные формы. Некоторые пытаются создать «настоящую» школу с настоящим расписанием. Только обучение происходит один на один. Некоторые семьи подписались на особую программу, которая помогает, снабжает необходимыми материалами. Зачастую дети, обучающиеся дома, объединяются в группы, создаются особые центры, открытые четыре-пять дней в неделю.
Чем больше родителей поймут, что у них есть выбор, и сделают его, тем, мы надеемся, система образования будет больше соответствовать запросам школьников. Ну а пока не ждите, что система изменится. Возьмите на себя ответственность за образование своего ребенка. Определите, какой у вас есть выбор, и решите, что подойдет именно вашему ребенку.

Из журнала “Революция в образовании”
Перевод Евгении МАРКЕЕВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru