Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
КРИК ДУШИ 

Елена Н., г. Новосибирск

Уважаемая редакция, примите, пожалуйста, мой опус как крик души.
Не всегда все так безрадостно в моих отношениях с детьми, я немножко преувеличила. Но в целом меня очень беспокоит эта проблема – несоответствие теории и практики.
Мне очень нравится социоигровая методика обучения, я пытаюсь использовать разные приемы. И чаще получается, чем нет. Особенно в детском театральном коллективе (это еще одна моя работа), где такое обучение единственно возможно.
Но урок – дело другое. На уроке общение на равных, создание дружеских, непринужденных рабочих отношений с детьми – это проблема номер один.

Ну не получается у меня демократически!

Я – за демократию в политике и в жизни. Обеими руками за дружеские, партнерские отношения с детьми. Когда я получала режиссерское образование, нас учили, что есть три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Я – за демократический! Хотя режиссеры-демократы мне не попадались. Я – первая, правда, чисто теоретически, на словах. В условиях же реальной школьной жизни на уроках театра в восьмых классах, где я так жажду демократически общаться с детьми, я насаждаю этот стиль общения самыми что ни на есть авторитарными методами.
Парочку отъявленных хулиганов выгоняю в начале урока, остальным разнузданным кадрам делаю строгим голосом последнее предупреждение и, перекрикивая недовольных: «Внимание! Все убрали лишнее и посмотрели на меня», – начинаю урок.
Теперь, казалось бы, можно расслабиться и насладиться радостью неформального общения. Но не тут-то было. Потеря бдительности дорого стоит. Несознательные восьмиклассники тоже жаждут насладиться прелестью свободного общения, но не со мной, а по интересам. Паша лупит Сережу. Марина не хочет сидеть с Вовой, о чем на весь класс заявляет. Катя показывает подругам новые ботинки.
Мое первое задание услышала половина класса. «Итак, начали!» – энергично заканчиваю я объяснение. «А что нужно делать? Я не поняла! Повторите!»
Пытаюсь применить спасительные методы социоигровой педагогики: «Спроси у соседа» и «Кто меня слышит – поднимите правую руку». Но на деле «Спроси у соседа» превращается в развеселую кучу-малу, а «Кто меня слышит» – в увлекательную физкультминутку. Радостные детские лица говорят мне о том, что они хотят начать все сначала.
И если я не применю спасительный маневр, то есть страшным голосом не закричу: «Сели все по местам! Что за зоопарк!» – я могу демократически общаться сама с собой до конца урока. Привычным командирским тоном я продолжаю: «Внимание! Повторять не буду! Кто не услышит – двойка в журнал!» И… тишина. Если поставлена четкая задача и интересное задание, дальше все идет как по маслу. Ученики активно и весело бегают, строятся, разбиваются в тройки, четверки, одновременно хлопают, топают. Но… я на страже.
Ну не получается у меня демократически! Детей можно понять: семь лет их строжили и вдруг ослабили вожжи. А мы хотим при этом, чтобы они бежали, куда нам надо, да еще по собственному желанию и с удовольствием. А если им не надо?..
Какая-то лживая свобода получается... Ведь нужно попытаться сделать так, чтобы они куда надо бежали по взаимному нашему согласию. Назовем это осознанием, осознанным интересом, мотивацией. А пока что надо только мне. А им надо праздновать свободу и проверять ее границы.
Очень скоро они понимают, что это просто игра такая – в свободу. А на самом деле «шаг вправо, шаг влево – попытка к бегству». Значит, все как раньше, просто «хитрая училка» пыталась их обвести вокруг пальца.
Я за демократию! Всей душой. Я ненавижу насилие в любых формах, я жажду дружеских и честных отношений. Но что делать, если я сама не умею быть свободной? Меня тоже всю жизнь тыкали носом в это надо…

Напоминаем, что советы от самых разных учителей будут опубликованы в следующем выпуске РУ. (Прим. ред.)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"