Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов, опубликованных в 72-м номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей российской школе, глядя на образовательную систему Дании, страны, где каждый учитель имеет возможность работать по собственной программе, где всего три обязательных предмета, а первые отметки дети получают только после девяти лет учебы и потом могут исправлять их в течение всей жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не слишком ли сложную задачу ставим перед нашими читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ о чужой жизни, чужой школе, по-новому проанализировать свою работу? Рискнули... и оказались правы! Ответов пришло много, причем особый интерес вызвала проблема разделения образовательных систем по цели (одни ориентированы на знания, а другие – на ребенка). Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В результате получился своеобразный заочный «круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам: чему реально учатся дети на уроках, помогает или нет сложившаяся образовательная система учителю, можно ли применить датскую систему у нас, в России, и как к этому отнесутся дети, учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот это да! Мы, конечно, надеялись, что картина образования в другой стране заинтересует читателей, но то, что наша публикация сможет стать началом процесса сотрудничества, проектирования нового шага в своей школе, оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак, Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!

Галина ГОЛУБЕВА, учитель
г. Нововоронеж

Дети сами тянутся к знаниям, а мы им часто мешаем…

Разделение образовательных систем по цели обучения вызвано не противоречиями между знаниями и ребенком, а тем, что в основу устройства современной массовой школы изначально заложены взаимоисключающие друг друга принципы. Здесь берут на себя задачу обучить всех (независимо от состояния здоровья, уровня развития, способностей и наклонностей) всему (решать сложнейшие задачи по математике, физике, химии, писать сочинения, делать чертежи, сдавать нормативы по физкультуре, говорить на иностранных языках, рисовать, петь, шить, заполнять контурные карты, проводить опыты, выполнять слесарные и столярные работы и еще многое и многое другое).
А между тем совместить две названные цели образования не так уж сложно. Просто у детей должна быть возможность учиться тому, что им нравится. Любимый предмет потому и любим, что интересен.
Но самое главное – изначально все дети тянутся к знаниям, в них нет предубеждения ни против физики, ни против химии, ни против литературы. Но, столкнувшись с непреодолимыми трудностями и ощутив неподъемность груза, они впадают в отчаяние и прекращают работу, потеряв к ней интерес. А мы все продолжаем учить, сетуя на нравы и время...

К сожалению, программа требует свое, нормы выставления оценок необходимо соблюдать.
Результаты каждого конкретного урока обычно эфемерны и не поддаются объективной оценке. Но каждый учитель всегда знает, получилось или нет. И конечно, получается не всегда. Можно даже сказать, довольно редко.
Если говорить о сложившейся системе обучения, то мне, как и многим, удалось вписаться в нее, т.е. понять ее принципы и научиться работать по ним. Система дает схему проведения урока, внеклассного мероприятия, общения с детьми, их родителями, администрацией. И это, естественно, упрощает все: ведь по схеме работать очень легко. Сложности возникают тогда, когда пытаешься выйти из рамок схемы и внести некое творческое начало в свою деятельность. Система тут всегда на страже и в эти минуты чаще всего становится помехой.
Урок должен быть проведен в соответствии со стандартами, журнал заполнен в соответствии с требованиями, тетради проверены в соответствии с нормами. Вы можете совершить с детьми невиданное действо и сделать неслыханные открытия, но если вы не объявили цель урока в его начале и, скомкав опрос, пустились вместе с учениками на поиски новых знаний, значит, урок плохой и не соответствует методическим требованиям. Поэтому и уходят из школы люди, не приемлющие схематизма, а оставшиеся должны принять его, с этим нужно смириться, иначе ничего не получится, работать в обычной школе вы не сможете.
С детских лет Дания для меня окутана романтической тайной. Сказки Андерсена, Гамлет и капли датского короля сделали свое дело: я всегда была влюблена в эту страну. А теперь оказывается, что там еще и школа необыкновенная, просто настоящая мечта.
Можно ли достичь этой мечты в русской реальности? Почему бы и нет? Без системы обучения не обойтись, но она может быть и гуманнее, и демократичнее, и разумнее. Система может быть такой, что ученику станет не легко (легких путей в жизни на самом деле маловато), а посильно и реально учиться, получая те знания, которые необходимы именно ему. И дети, и взрослые просто и естественно приняли бы новую модель обучения.
Сколько споров было о школьной форме, а вот отменили ее – и ничего страшного не случилось. Дети одеваются в то, что им нравится, выработался некий «школьный стиль», никто не приходит в класс одетым, как на дискотеку и на тренировку, зато скольких маленьких драм удалось избежать!
Так и здесь. Возможность свободно жить в школьном мире поможет многим детям обрести счастье подлинного познания. Не ради отметки и экзамена, не ради аттестата и престижа, а во имя самого познания, которое на самом деле – одна из ярчайших, плодотворных и благородных сфер человеческого бытия.
А сторонники и противники есть у любого новшества, поэтому, вероятно, вновь возникнут споры и дискуссии. Но если в Дании знают, как можно очеловечить и гуманизировать школу, то почему мы не можем воспользоваться уникальным опытом этой страны? Мне кажется, что «датская традиция свободной школы» – действительно неоценимый урок для всех нас.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru