Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

А.С.АРСЕНЬЕВ. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Цикл популярных лекций-очерков с приложениями.
Москва. Издательский центр «Академия», 2001


Лекции-очерки Анатолия Арсеньева знакомят читателя
с основными принципами философского размышления, которое «должно захватывать всего человека, включая его чувственное восприятие и эмоции, а не только рациональное сознание». Автор пишет, что «каждый, кто хочет воспитывать личность, помогать личностному росту, должен начать с самовоспитания себя
как личности. Понять себя и самоопределиться в своем отношении
с миром могут помочь религия и философия. Философское сознание (а не «образование») совершенно не обязательно связано
с профессиональной философской эрудицией, хитросплетениями
и заумной терминологией. В своем основании оно просто.
Это мышление нормального, не зачумленного «благами цивилизации» человека. Поэтому в книге речь идет о возможности возвращения человеку его нормального человеческого мышления и восприятия мира, что и является необходимой философской основой понимания личности».
В книге пятнадцать лекций-очерков и приложение. Эти лекции-очерки можно назвать «Философией
для психологов и педагогов», но не такой «философией», которую надо выучить (философию выучить вообще невозможно) или использовать как внешний инструмент для решения конкретных задач,
а философией, которая способствует становлению собственного философского мышления психолога
и педагога.
Первые лекции-очерки посвящены общим вопросам философии, науки, религии – философским началам, а также знакомству с философским размышлением. Предметом философского размышления, его стержнем во всей книге является личность. А.С.Арсеньев замечает, что хотя о личности,
о ее воспитании, о личностном общении и т.д. сказано и написано много, каждый говорящий и пишущий придает этому понятию свой собственный смысл. Поэтому он предлагает договориться на «назывном уровне»: под личностью понимается индивид, обладающий бесконечной внутренней свободой
и бесконечной нравственной ответственностью.
В лекции-очерке «Универсальность человека и его способностей» А.С.Арсеньев размышляет
об универсальности отношения человека с миром, о бесконечном многообразии его способностей
и возможностей. В каждом индивиде потенциально есть все, все способности, конечный список которых вообще не может быть составлен. И индивидуальные различия между людьми в данном случае состоят
в разной степени готовности к воплощению тех или других способностей, реализации этих способностей в течение жизни. Эта разная степень готовности к реализации различных способностей и возможностей позволяет говорить об индивидуальной «предназначенности» индивида. Часто взрослые, пытаясь воспитывать ребенка по некой модели, практически калечат его индивидуальность, то есть его личностное развитие. Еще хуже, когда это развитие начинают ориентировать на так называемые «потребности» общества, производства, науки и т.п. С этой точки зрения наше общество являет собой катастрофически печальное зрелище. Дело в том, что приспосабливая индивида к социальным и прочим внешним обстоятельствам, мы приходим к тому, что большинство из нас занимаются не своим делом. Результат – утрата большинством радости жизни и полноты бытия, а также склонность к искаженным формам психического развития.
Роль педагогики – выявить и развить индивидуальную предназначенность. Но само по себе следование своей предназначенности или своему призванию еще не обязательно связано
с полноценным личностным, нравственным развитием. Есть много исторических примеров выдающихся деятелей науки, искусства, политики, которые никак не могут служить образцами личности – на почве одаренности легко может развиться тяжелая личностная патология. Сдерживать развитие эгоцентризма может личностное отношение к Миру человека, обладающего бесконечной внутренней свободой и бесконечной нравственной ответственностью.
В Приложении автор публикует работы, имеющие непосредственное отношение к теме книги.
В этих работах показано, что существует прямая связь между основаниями философии, с одной стороны, и практикой психологии и педагогики – с другой.
В статье «Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии
и педагогики» А.С.Арсеньев пишет, что «самая трудная задача психолога и педагога в настоящее время – понять, что все мы находимся в области «кольца» отчуждения, ограничивающего и искажающего отношение «Человек – Мир», редуцируя образ Человека до образа субъекта (начиная с себя самого),
а образ Мира до собрания объектов». «Педагог обязан проснуться, – пишет А.С.Арсеньев, –
ибо бодрствующее состояние сознания, которому свойственно ощущение течения времени
как переходящего в будущее, он должен передать своим подопечным». Здесь же автор касается проблемы противостояния морали и нравственности.
В статье «Подросток глазами философа» А.С.Арсеньев пишет, что «надо спасти нашего подростка
от психологов и педагогов, желающих его во что бы то ни стало «социализировать», так как «нормальное» развитие личности подростка требует не социализации, а противоположно направленного движения обособления и самоуглубления, в процессе которого открывается возможность творчества во внешнем мире.
В философских заметках «Глобальный кризис современности и Россия» А.С.Арсеньев размышляет
о двух основных вопросах, стоящих перед нами. Первый из них: «Кто мы такие – русские; что можно и нужно делать в России, а что нельзя?» и второй вопрос: «Какова роль России в мировом процессе?».
Книга заканчивается пожеланием читателю попытаться стать самим собой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"