Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Санкция сверху? Подпись снизу...

Похоже, чтобы радикально изменить характер школы, ничего, кроме этого, и не нужно

Судя по последним ведомственным инициативам в образовании, министерство потеряло всякую связь со школой. Оно существует, «под собою не чуя страны». То есть в проектировании, принятии решений отталкивается не от действительных потребностей граждан, школы, а вообще неизвестно от чего.
При этом вовсю кипит работа штатных аналитиков и экспертов, существуют федеральный экспертный совет, общественный совет развития образования, советники министра…
Ну вот, например, затеяли ввести в школах “Православную культуру”... На основании каких данных, в ответ на какой запрос? Кто? Зачем?
Поскольку в самом ведомстве есть сложившийся ритуал принятия решений, обнаружилась смешная вещь: нашлось множество чиновников, обиженных на министра В.Филиппова за то, что он подписал письмо о введении предмета «Православная культура» в обход их мнения.
Теперь либо сам обиженный чиновник, либо его доброхоты сообщают направо и налево, что они лично не имеют к этому письму никакого отношения, более того – были категорически против. Наверное, никогда не отыщется тот самый заместитель министра, что готовил проект письма и программу предмета «Православная культура» и привел священнослужителей, продвигающих эту идею, к министру.
– Моей визы там нет, – спешат откреститься высокопоставленные министерские работники.
– Через наше управление эта программа не проходила, и мы против, потому что наша школа светская, – говорит в интервью одной англоязычной газете представитель Управления общего образования.
В одно мгновение министр В.Филиппов перестал для своих обиженных подчиненных быть неприкосновенной фигурой.
– Судя по всему, у него не было санкции сверху, и если В.Филиппов не отзовет немедленно свое письмо, его карьере грозит большая опасность, – заявил в частном разговоре информированный источник из аппарата Госдумы.
Но дело же не в карьере министра В.Филиппова, а в том, что такое в принципе возможно – единолично принять решение и по мановению руки, подписавшей документ, изменить облик школы.
Нелепая отговорка, что этот предмет – факультатив, выглядит смешно, если иметь в виду, что в примерной программе указываются часы и даже рекомендуется, вместо каких предметов, отнюдь не факультативных, можно вводить «православную культуру».
В прошлом номере мы подробно разбирали саму программу, но сейчас важно подчеркнуть: вся система общественного обсуждения вопросов образовательной политики, массированные аналитические отчеты и «как бы» исследования, многочасовые обсуждения и привлечение разных слоев общества – все это абсолютная профанация, маскировка, дымовая завеса. Коллегия министерства, многочисленные общественные советы, слушания в парламенте, все, что якобы должно приводить к взвешенному решению, – все это фикция и обман зрения. Все это ничего не значит – решения принимаются просто, решительно и совсем не по основаниям гражданских потребностей или реальных проблем.
Школу можно изменить решением одного человека – если к нему придут авторитетные люди и предъявят весомые аргументы либо сделают предложение, от которого невозможно отказаться.
Приходишь в кабинет министра и убеждаешь его лично в том, что нужна 12-летка, или в том, что школа готова учить с 6 лет, или что раздельное обучение лучше совместного, или что сельские школы надо закрыть, или что авторские школы никому не нужны, что надо ввести православное образование в многоконфессиональной стране…

Система образования превратилась в абсолютно тоталитарную структуру, в которой не решается ни одна серьезная проблема граждан, зато безгранично усиливается давление бюрократии.
Не решена ни одна финансовая проблема школы, более того, вместо того чтобы стать самостоятельным юридическим лицом, школа загнана в такое подполье, что фактически не может себя содержать, не нарушив целого букета инструкций или даже законов.
Министерство финансов и Министерство экономики относятся к школе как к коммерческому предприятию, и наше славное ведомство даже пикнуть не смеет против перевода на казначейскую схему расчетов, против мелочного контроля над хозяйственной деятельностью, который ведет к крупным бедам.
Скоро в школах будут проводиться массовые аресты имущества из-за того, что местные администрации не выплатили вовремя налоги в пенсионный фонд и другие социальные налоги. Людям уже не оформляют пенсии – из-за этого.
То, что происходит при поступлении выпускников в вузы, не поддается никакому описанию, и проводимый эксперимент по ЕГЭ должен иметь лишь один параметр эффективности – уменьшение коррупции при переходе из школы в вуз.
Но этот показатель не уменьшается...
В общем, перечисление проблем не поместится и на целую газетную полосу.
А как их решает ведомство?
Давно известным способом: чтобы избавиться от проблем, надо закрутить гайки, чтобы никто и пикнуть не смел.
И ведь добились своего – учителя по-прежнему получают зарплату по минимуму, и снова начались задержки, но кому сейчас до учительских зарплат, когда такое завертелось!
Руководство школ со страхом ждут зиму, в ряде регионов уже перешли на так называемый щадящий режим обучения – больше двигаться, меньше сидеть на месте, но сейчас нам не до этого: с неба упал новый учебный предмет, надо отбиваться, пока не поздно.
…Что примечательно, характер прежних «инициатив» ведомства очень напоминает нынешнюю – и про двенадцатилетку, и про стандарты, и многое другое. Но те инициативы были не так очевидны, в них трудно разобраться, сложно дойти до возможных последствий. А нынешний скандал с введением «Православной культуры» сделал очевидным сам способ принятия решений ведомством.
Но во всем этом есть одна самая печальная сторона дела: своими нелепыми действиями министерство создает у граждан устойчиво негативное отношение к переменам в школе…

Когда мы подписывали этот номер в печать, стало известно, что вице-спикер Государственной думы Ирина Хакамада встретилась с Владимиром Филипповым и договорилась о том, что вместо курса «Православная культура» в школах будет введен курс истории мировых религий. «Предварительное соглашение об этом уже достигнуто», – заявила вице-спикер.
«Попытка введения курса православия произошла не вовремя и неправильно, – продолжила И.Хакамада. – Например, в Татарстане могут начать вводить обязательный курс ислама и появится обязательная программа изучения религии».
Конечно, И.Хакамаде удалось урегулировать важный вопрос, возможно – предотвратить многочисленные конфликты. Но способ урегулирования остался прежним – личная договоренность с министром образования.…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru