МИНИСТЕРСТВО КОЛЛЕГИЯКто поможет психологу?
Очередная коллегия Министерства
образования была посвящена совершенствованию
организационно-управленческой и
научно-методической деятельности службы
практической психологии в системе образования
России.
Белое пятно мониторинга
В следующем году службе практической
психологии исполнится 15 лет. Главный итог
прошедшего периода сформулировал академик РАО,
один из основателей этой системы, Александр
Асмолов: “Сегодня никого не нужно убеждать, что
служба практической психологии состоялась, что
появился спрос на психологическую культуру”.
И все-таки анализ ситуации показывает, что Служба
практической психологии образования находится в
самом начале пути.
Сегодня в российской системе образования
насчитывается 64000 практических психологов, в то
время как в 1988 году их было не более 5000. Эти
специалисты работают в школах, детских садах,
детских домах, а также в государственных и
муниципальных учреждениях нового типа – центрах
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (сокращенно ППМС-центры), число которых
превысило 850. Ежегодно в них обращаются до 10 тысяч
подростков, родителей и педагогов.
Как подчеркивалось на коллегии, психологи
работают не только с “отклонениями, но и с
нормой”, оказывая поддержку всем категориям
детей. По данным мониторинга, проведенного
Министерством образования, дети, втянутые в
асоциальные формы поведения, назвали психолога
наиболее востребованным специалистом, который
помог им в разрешении их проблем.
Александр Асмолов строит и вовсе неутешительные
прогнозы: по его словам, нас ждет “взрыв
конфликтов на религиозной и этнической почве”.
Готовы ли российские психологи к выполнению тех
задач, которые ставит перед ними жизнь?
Если на Западе на одного психолога в системе
образования приходится 100 детей, то даже в Москве
это соотношение выглядит как 1 к 1,5–2 тысячам.
По России аналогичный показатель никто не
вычислял (для этого планируется провести
специальный мониторинг).
Однако и без мониторинга известны все белые
пятна: не хватает психологов в сельских районах,
в ПТУ, где учатся дети группы риска. Фактически
отсутствует служба практической психологии в
вузах.
По убеждению Виктора Семикина, декана факультета
психологии Российского государственного
педагогического университета имени А.И.Герцена
(г. Санкт-Петербург), “за счет количественного
увеличения армии психологов и даже
существенного повышения качества их подготовки
не исчерпать всех проблем. Успех в этой сфере
зависит от психологической грамотности всех
участников образовательного процесса. В
повышении психологической культуры нуждаются
руководители образовательных учреждений,
учителя и родители, сами дети”.
Нужны новые институты
В мае планируется проведение съезда
практических психологов. К этому событию
специалисты намерены выполнить большой объем
работы, в том числе принять Комплексную
программу развития службы практической
психологии, создать Федеральный
научно-методический центр службы практической
психологии с отделением экстренной
психологической помощи.
По мнению А.Асмолова, одной из главных функций
практической психологии должны стать
прогнозирование и экспертиза управленческих
решений. Поэтому имеет смысл возродить программу
“Психологическое проектирование
образовательной политики”, которая действовала
в Министерстве образования в 1997–1998 гг. в рамках
НИР.
Но самую горячую поддержку коллег встретила идея
Александра Григорьевича о том, что служба
практической психологии в образовании должна
перерасти в аналогичную структуру, которая
оказывала бы консультативную и профилактическую
помощь различным категориям населения. Тогда бы
удалось предотвратить многие детские беды,
поскольку душевное неблагополучие взрослых
негативно, а порой и губительно отражается на
детях.
Правда, Владимир Филиппов внес существенные
коррективы в глобальные планы ученых, предложив
создать всероссийскую службу практической
психологии для детей и молодежи, чтобы не
потерять отраслевую специфику.
А кадровый дефицит среди психологов, по мнению
министра образования, можно компенсировать за
счет переподготовки высвобождающихся учителей.
Поэтому психологам для начала придется навести
порядок в собственном доме – в системе
образования, а уже потом строить далеко идущие
планы.
И очень хочется верить, что нынешние трудности и
проблемы будут успешно преодолены: ведь от этого
слишком многое зависит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|