Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Бес(з?) грамматической ошибки

          Голуб И. Б.
Уроки русской орфографии.
О сложном просто и легко:
Учебное пособие.
– М.: Логос, 2002. – 160 с.: ил.

Демократические преобразования последнего времени, захлестнувшие российское общество, неизбежно должны были коснуться и такой сферы нашей культуры, как современный русский язык. Чувствительный ко всем изменениям, он довольно быстро откликнулся на провозглашенный демократией принцип свободы, утратив свою нормативность и консерватизм, «обогатившись» заимствованиями (в основном англицизмами), жаргонизмами и окказионализмами. Вместе с тем наблюдается тенденция к упрощению языка, что является своего рода формой его интеграции в общемировые языковые процессы.
Тот факт, что современный русский язык обладает очень сложной грамматической структурой, ни у кого не вызывает сомнений. Однако противоречивые мнения филологов и теоретиков языка, по-своему понимающих проблемы симплификации, порождают бесконечные споры и явно не способствуют быстрому реформированию нашей языковой системы. Впрочем, трудности русской орфографии были предметом обсуждения всегда. Еще на заре развития русской грамматической мысли М.В.Ломоносов с В.К.Тредиаковским спорили, как правильно писать. Дебаты не угасли до сих пор.
Но пока ученые спорят, школьникам приходится тратить огромное количество времени на изучение бездны правил и такого же количества исключений, утвержденных Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР, Министерством просвещения РСФСР и опубликованных еще в 1956 году. Прилавки наших книжных магазинов сейчас, как никогда, заполнены многочисленными и весьма разнообразными учебниками, пособиями, словарями и справочниками, которые призваны помочь современному подрастающему поколению сориентироваться в непростом мире русского языка. Каждый автор пытается по-новому взглянуть на эту проблему. Не является исключением и новая книга профессора Московского государственного университета печати Ирины Борисовны Голуб.
И.Б.Голуб – автор, весьма популярный в кругах российского студенчества. Ее учебники и пособия давно уже стали настольной книгой для будущих филологов, лингвистов, журналистов. Конечно, помочь начинающему специалисту систематизировать и углубить полученные в школе знания – задача непростая, но все же выполнимая. А как же быть тем, кто так и не справился с правописанием? На то, чтобы таких детей было как можно меньше, и направлена книга «Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко». Это учебное пособие предназначено прежде всего для учеников общеобразовательных учреждений и, как считают издатели, «незаменимо при организации внеурочных дополнительных занятий в школе и дома». Ведь корни нашего недостаточно грамотного владения родной речью уходят в первые уроки русского языка в школе.
Существующая методика преподавания акцентирует внимание учеников на механическом «зазубривании» правил орфографии и пунктуации, а не на глубоком их осмыслении. Отсюда такая стойкая нелюбовь школьников к этому предмету, которая подсознательно переносится и на сам язык. Даже самые способные ученики, выучив заданную норму, оказываются не в состоянии применить грамматические правила на практике, что ведет к многочисленным ошибкам в контрольных работах и диктантах. В итоге вчерашний ученик завтра станет неуверенным в себе и в своих знаниях абитуриентом.   
Несмотря на то что издатели позиционируют данное пособие как «методику преподавания русского языка в школе, гарантирующую безупречную грамотность», ее отличие от устоявшейся весьма незначительно. Считая, что «гораздо проще выучить правила и писать так, как принято» (вместо того чтобы «ломать традицию»), автор пытается изложить трудности русской орфографии «просто и весело, даже в стихах». «Даже забыв рифму и не цитируя его (стихотворение), ученик легко вспоминает сюжет и нужные орфограммы и пишет их правильно».
К сожалению, авторы не указали, для школьников какого возраста была составлена эта книга. Если судить по красочным иллюстрациям, напоминающим картинки из детских сказок, то – для учеников 5–6 классов. Однако терминологическая нагрузка текста предполагает достаточно основательное знание предмета. А в современной школе редкий старшеклассник может с точностью сказать, чем наречия отличаются от предложно-именных сочетаний.
Впрочем, для детей, обладающих общей языковой грамотностью, пособие может послужить прекрасным дополнением к базовому учебнику. Написанная в занимательной форме, книга поможет ребенку отвлечься от труднозапоминаемых и еще более трудноприменимых правил стандартного школьного учебника и сосредоточиться на «проблемных» темах. На это направлена и сама структура учебника. Отступая от традиционной схемы расположения материала, автор предлагает начать с самых «непокорных» правил, которые и дают наибольшее количество ошибок.
Пособие состоит из двух больших разделов: «Правописание частей речи» и «Основные орфографические правила». Учитывая (но не одобряя) современную тенденцию к упрощению русской орфографии, автор останавливается преимущественно на тех правилах, которые, по ее мнению, не подлежат изменению в ближайшие годы.
Каждый раздел включает в себя несколько подразделов (глав), начиная с «короля всех трудностей» – глагола и заканчивая правописанием сложных прилагательных. Небольшие по объему главы состоят из краткого, но содержательного теоретического материала, изложенного простым, ненаучным языком, перемежающегося веселыми стишками методиста Стихоплета-Веселинского на каждое сложное правило, и закрепляющих упражнений. В конце каждого подраздела приводятся контрольные диктанты. Среди привычных отрывков из русской классики и специально составленных текстов попадаются и весьма оригинальные, например, «Что такое МГУП?». Вероятно, Ирина Борисовна пытается помочь абитуриентам решить проблемы не только с правописанием…
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает творчество Стихоплета-Веселинского, так как именно на его стихах основана методика данной книги. Рифмуя «сложности», он пытается быть не только остроумным, но и современным. Так, в главе «Суффиксы прилагательных» для запоминания «трудных» слов школьникам предлагаются следующие строчки:

Традиция отцов священна:
Голландский, угличский ли сыр,
Но из напитков – неизменно
Мы водкой покоряем мир!
(Подчеркнуто мною. – А. Ж.).

А для закрепления правописания имен числительных следующие:

...Здесь иностранцев катают на тройках,
Номер в гостинице – долларов сто!
Сам Митрофанович в баре за стойкой,
С ним не откажется выпить никто!

...Все в радость им, видно,
Раз угощает Россия сама!

Учитывая то, что автор на собственном опыте (материал был апробирован на занятиях по русскому языку в шестом классе, на курсах по подготовке к поступлению в вуз и факультете повышения квалификации при МГУП) убедилась в том, что веселые стишки запоминаются моментально, вызывает удивление ее стремление привить детям подобное отношение к собственной нации.
Стихоплет-Веселинский не обходит стороной и самые животрепещущие, откровенно недетские вопросы современности. Так, в процессе обучения и запоминания орфограмм дети много узнают о проблемах нетрудоспособного населения:

...Ведь пенсия моя – копейки...
Как день рождения встречать?
От горя бабка поседела...
* * *
...Но только сильно исхудал он:
Никто не кормит холодцом,
Ни винегретом, ни блинами
Не угощают старика,
Грозят ему «силовиками»,
И так он будет жить века...

Об эмиграции:

Я эмигрировал когда-то поневоле,
А вот назад вернуться не могу...
* * *
...Лия – в Америке, Маша –
в Германии,
Родины милой уж им не видать...

О том, «кто взимает налоги»:

Он безыдейный и пустой,
Изысканны его манеры,
Но безысходною тоской
Томится он порой без меры...
В Трансиордании отец,
А мать он отыскать не может.
И безымённый молодец –
Он субинспектор на таможне.

А эти строки, видимо, о себе:

Ничем непобедима
Привычка рифмовать,
И страсть неистребима –
Писать, писать, писать...
Но пишут графоманы,
Рассудку вопреки,
Не нужные, не умные,
А глупые стихи.

Впрочем, автор признает, что он «не гений», но и к графоманам себя причислять отказывается, ссылаясь на то, что в его «стихотворениях все трудные слова».

Удастся или не удастся
Ему малюток воспитать?

Поспорим?

Анастасия ЖИДКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru