Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ИШТРИКОВА

Государство призывает учителей... в армию

Городским педагогам отсрочки решено не давать

На очередном заседании Комитет Государственной думы по обороне рассмотрел ряд вопросов, касающихся системы образования.

Вначале члены комитета обсудили три альтернативных законопроекта о праве на отсрочку от армейского призыва для городских педагогов. Один из проектов был внесен Госсоветом Республики Татарстан, другой – группой депутатов Госдумы, в том числе Александром Шишловым, Ириной Хакамадой, Олегом Смолиным. Третий, предлагающий предоставить отсрочку только педагогам в малых городах, внес депутат Госдумы Валерий Гальченко.
– Авторы считают, что благодаря принятию законопроектов повысится качество образования, так как мужчины придут в школы и ПТУ. Но армия сегодня тоже испытывает недостаток в кадрах. И при этом настоящая причина, по которой мужчины не идут в школы, – низкая зарплата. Если ее существенно повысить, ситуация в корне изменится. А вот комплектовать вооруженные силы мы можем, расширяя круг подлежащих призыву, ведь сегодня в армию попадают только 11–13% от общего числа призывников, – сообщил докладчик по вопросу депутат Евгений Зеленов. – Кроме того, принятие такой нормы, по нашему мнению, повлечет отток учителей-мужчин, уже имевших отсрочку в селе, в город. Проблема поэтому может быть решена не за счет обороны, а путем издания президентского указа о квотировании «защищенных» от военного призыва рабочих мест для мужчин-педагогов.
Либо можно внести должность учителя в список профессий и должностей, по которым можно будет проходить альтернативную службу.
От имени Комитета по обороне Евгений Зеленов предложил Министерству образования обратиться в Минтруда и включить в список-приложение к закону об АГС должность педагога вообще, намереваясь исключить из отраслевого военного закона и существующую льготу сельским учителям-мужчинам.
Какова же цена вопроса? По справке представителей Министерства образования, доля мужчин-учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 2%, то есть не более 15 000 человек по всей стране. Обращая внимание на это, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин, выступавший, впрочем, без энтузиазма, заметил, что число учителей-мужчин в школе вообще катастрофически мало – около 12%.
– Образование – фундаментальная сфера жизнедеятельности, на нем держится все, в том числе и комплектование вооруженных сил образованными кадрами, – поддержал Олега Смолина заместитель председателя Комитета по обороне Эдуард Воробьев. – Не только комплектование школ, но и комплектование армии нужно обеспечивать экономическими методами.
В самом деле, больше никто из членов комитета даже не упомянул о том, что проблемы призыва в армию необходимо решать путем перехода от всеобщего призыва к контрактной службе.
В беседе по окончании заседания комитета Олег Смолин сообщил, что убеждать Комитет по обороне вникнуть в потребности образования в педагогах-мужчинах с самого начала было бесполезно, несмотря на то что речь идет об очень малом числе кадров. Оборонщики стремятся заполучить выпускников педвузов для разбавления общей неграмотности призванных солдат. Однако Олег Смолин выразил надежду на то, что при обсуждении на пленарном заседании законопроект группы депутатов удастся принять: в прошлый раз ему не хватило всего нескольких голосов.

Рассмотрение следующего вопроса – об образовательном стандарте по основам военной службы – было инициировано Генштабом. Дело в том, что в рамках законопроекта о стандарте общего образования, готовящегося в Думе, из основной школы (5–9 классы) исчез предмет ОБЖ (тематика основ военной службы включена именно в этот предмет). Взволнованные таким поворотом дел, сотрудники Генштаба поручили начальнику отдела по подготовке к военной службе Евгению Бурдинскому предложить Министерству образования ввести ОВС как отдельную дисциплину с фиксированным количеством учебных часов в рамках существующего лимита на тематику ОВС и восстановить в проекте о стандарте преподавание ОБЖ в основной школе.
В то же время Министерство образования считает актуальным преподавание на всех ступенях общего образования именно ОБЖ, а не ОВС. Позиция Министерства образования, и в частности замминистра образования Александра Киселева, официально выраженная Борисом Мишиным, специалистом Департамента общего образования, выглядит так: в рамках ОБЖ должны преподаваться знания, необходимые для безопасной жизни в современном обществе, в том числе гражданская оборона, а специальную военную подготовку могут проходить те юноши, которым позволяет здоровье. Преподавание ОВС как отдельного предмета сегодня вообще невозможно, так как на 42 тысячи общеобразовательных школ приходится 26,5 тысячи преподавателей ОБЖ. Часто это женщины, не имеющие представления об ОВС. Кроме того, при выделении предмета ОВС нагрузка преподавателя ОБЖ станет минимальной, и начнется отток кадров из школ. Проблема, по мнению министерства, должна решаться за счет дополнительного образования, осуществляемого на средства Министерства обороны во внешкольных учреждениях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"